Спортивный калейдоскоп

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования
г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 6

Рассмотрено:
руководитель ШМО
/ Прохоренко Т.Н.
ФИО
Протокол№_1___
от «31»_08__2023 г.

Согласовано:
зам. директора по ВР
МБОУ СОШ № 6
/ Попов Я.В.
ФИО
от «31 » 08 _2023г.

Утверждено:
директор МБОУ СОШ №6
/ Богданова О.В.
ФИО
Приказ №_225
от«31»_08_2023г.
Богданова Оксана
Валериевна

Подписано цифровой подписью:
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.28 16:39:54 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Спортивный калейдоскоп»
2022-2023 учебный год
1-4 КЛАСС

Программу составила:
учитель физической культуры
Гуляева Ольга Николаевна
Савушкина Елена Михайловна

Саяногорск 2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программа НОО, а также с
учетом Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ№6.
Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность, служит для
организации внеурочной деятельности младших школьников, интегрирует в себе
содержание, способствующее не только физическому развитию ребенка, но и знания
фольклора, способствующие освоению культурного наследия русского народа.
Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после
напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные
группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в
подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и
доступны восприятию и выполнению.
В играх дети упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя
овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движений,
развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и
правилами игры. Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая
подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной
деятельности. Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества,
навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях. Содержание
игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание,
развивает память, сообразительность и воображение.
Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач,
выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и
препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку,
решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Целесообразность программа «Подвижные игры» заключается в том, что занятия
по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и
формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического
напряжения после умственной работы на уроках.
Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим
средством развития физической активности младших школьников, одним из самых
любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат
физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают
ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели.
Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне
влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач
физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.
Форма организации занятий.
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному
направлению «Спортивный калейдоскоп» рассчитана на 4 года обучения. Предназначена
для обучающихся 1-4 классов по 34 часа в год (1 раз в неделю по 1 часу). Ведущей
формой организации обучения является групповая. Занятия проводятся на улице или в
спортивном зале при плохой погоде. Занятия проводятся как теоретические, так и
практические с применением упражнений на развитие ЗОЖ и игровых форм.

Цели программы: создание оптимальных условий и содействие гармоничному
физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья детей через
обучение подвижным играм.
Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;
Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;
Формирование интереса к народному творчеству.
Расширение кругозора младших школьников.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в
познавательную деятельность;
Развитие активности, самостоятельности, ответственности;
Развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства
расстояния;
Развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.
Воспитательные:
Воспитание чувства коллективизма;
Формирование установки на здоровый образ жизни;
Воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.
Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; умение выражать
свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Формы контроля
Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры
(ученики 4-х классов проводят игры для первоклассников), в том числе и на различных
праздничных мероприятиях:
-дети участвуют в спортивных соревнованиях школы и города;
-открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.

- весёлые старты;
-спортивные эстафеты;
-фестиваль игр;
-праздник «Игромания»;
-спортивный праздник «А, ну - ка, парни» «День здоровья».
Тематическое планирование.
№
Количество часов
п/п
Темы
Всего
Теория
1.
Игры с бегом (общеразвивающие 6
0,5
игры, спортивные часы).
2.
Игры с мячом.
6
0,5
3.
Игра с прыжками (скакалки).
4
0,5
4.
Общие принципы разыгрывание 2
1
партии
5.
Игры малой подвижности (игры на 2
0,5
развитие внимания; для подготовки к
строю; с лазанием и перелазанием;
правильной осанки).
6
Народные игры
10
1
7
Эстафеты.
4
0,5
итого:
34
4,5

Практика
5,5
5,5
3,5
1
1,5

9
3,5
29,5

Содержание программы.
1 класс:
Укрепление здоровья;
Повышение физической подготовленности двигательного опыта.
2 класс:
Развитие физических качеств, силы, быстроты, выносливости.
3 класс:
Формирование умения проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий.
4 класс:
Обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и
развития;
Формирование качеств личности: наблюдательность, мышление, внимание, память,
воображение;
Проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей,
сохранение зачётной системы оценивания знаний, проведение конкурсов, соревнований).
1 год обучения
-Игры с бегом (6 часов).
-Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение
подвижных игр для здорового образа жизни.
-Практические занятия:
-Комплекс упражнений ОРУ на месте. Игры «Фигуры», «Волки, зайцы, лисы», «Медведь
и пчелы», «Третий лишний».

-Комплекс упражнений ОРУ в движении. Игры «У медведя во бору», «Веселые ракеты»,
«Краски», «Белые медведи».
-Комплекс упражнений с предметами. Игры «Салки», «Шишки, желуди, орехи», «Удержи
обруч», «Пустое место».
-Комплекс упражнений в круге. Игры «Отгадай чей голос?», «Караси и Щуки», «Гуси –
лебеди».
Игры с мячом (6часов).
-Теория. История возникновения игр с мячом.
-Практические занятия:
-Совершенствование координации движений. Перекаты мяча. Комплекс ОРУ с мячом
«Мячик». Игра «Мяч по полу», "Гусеница", "Перестрелка".
-Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча «Кто меткий?»
Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели», "Перестрелка".
-Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Передача
мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей», "Перестрелка".
-Обучение бросанию, метанию и ловле мяча в игре. Броски и ловля мяча. Игра «Мяч
соседу». Игра «Подвижная цель», "Перестрелка".
-Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса, работа с
набивными мячами. Игра "Охотники и утки", "Передал садись", "Перестрелка".
Игра с прыжками ( 6 часов).
-Теория. Профилактика детского травматизма. Знакомство с правилами дыхания во время
прыжков. Последовательность обучения прыжкам.
-Практические занятия:
-Комплекс ОРУ «Скакалочка». Игра «Прыгающие воробышки». Игра "Петушиные бои".
Игра "Кенгуру".
-Комплекс упражнений с длинной скакалкой «Верёвочка». Игра «Удочка».Игра
«Лягушата и цапля».
-Комплекс ОРУ с короткими скакалками «Солнышко». Игра «Зеркало».
-Комплекс ОРУ со скакалкой «Лучики». Игра «Выше ножки от земли».
Игры малой подвижности (4 часов).
-Теория. Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы.
-Упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета.
-Практические занятия:
-Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Красный, зелёный». Игра
«Альпинисты». Игра «Кто быстрее встанет в круг».
-Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Разведчики». Игра «Поезд». Игра
«Построение в шеренгу».
-Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра «Летает – не
летает». Игра «Копна – тропинка – кочки». Игра «Язычок».
Народные игры (10 часов)
-Теория. Народные игры – основа игровой культуры. Роль и место игры в жизни людей.
-Практические занятия:
-Разучивание народных игр. Игра «Калин – бан -ба».
-Разучивание народных игр. Игра «Чижик».
-Разучивание народных игр. Игра «Золотые ворота».
-Разучивание народных игр. Игра "Чехарда".

Эстафеты (4 часов).
-Теория. Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика
травматизма.
-Практические занятия:
-Беговая эстафеты.
-Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками)
-Эстафеты на развитие статистического и динамического равновесия.
-Эстафета "вызов номеров".

детского

2-й год обучения
Игры с бегом ( 6 часов)
-Теория. Правила безопасного поведения при проведении
игр с бегом. Техника бега с ускорением, техника равномерного бега
-Практические занятия:
-Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными строчками. Игра «Совушка».
Игра «Вороны и воробьи». Игра "Лиса и куры".
-Комплекс ОРУ в движении. Игра «К своим флажкам». Игра «День и ночь». " Веселые
ракеты".
-Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Вызов номеров». Игра «Пустое
место». Игра «Невод».
-Упражнения с предметами. Игра «Колесо»
«Два мороза». Игра «Воробьи-попрыгунчики». Игра «Челнок». Игра «Карусель».
Игры с мячом (6 часов)
-Теория. Правила безопасного поведения при с играх мячом.
-Практические занятия:
-Совершенствование координации движений. Игра « Передал – садись». Игра «Свечи»,
"Перестрелка".
-Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча. Игра «Охотники
и утки». Игра «Сбей мяч». Игра "Гусеница".
-Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Рак пятится
назад». Игра «Скорый поезд». Игра "Перестрелка".
-Обучение бросанию, метанию и ловле мяча в игре. Броски и ловля мяча
Броски и ловля мяча. Игра «Кто самый меткий». Игра «Не упусти мяч». Игра "Мяч по
полу".
-Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра "Салки с ведением баскетбольного мяча".
Игра "Перестрелка с пленом".
-Комплекс ОРУ в движении. Игра "Перестрелка с пленом". Игра "Гонка мячей".
-Комплекс ОРУ в круге. Игра "Перестрелка с пленом". Игра "
Игры с прыжками (4 часов)
-Теория. Правила по технике безопасности при проведении игр с прыжками.
-Профилактика детского травматизма. Развитие координации движений в прыжках со
скакалкой
-Практические занятия:
-Комплекс ОРУ. Игра «Салки на одной ноге». Игра « Воробушки».
-Комплекс упражнений с длинной скакалкой. Игра «Удочка». Игра «Кто выше»
-Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Прыжки в приседе». Игра «Пингвины с мячом».

-Комплекс ОРУ с короткой скакалкой. Игра «Поймай лягушку». Игра «Прыжки с
поворотом»
Игры малой подвижности ( 4 часов)
-Теория. Правила по технике безопасности при проведении игры малой
подвижности.
-Практические занятия:
-Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Змейка». Игра «Карлики и
великаны». Игра «На новое место».
-Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Кошка и мышка». Игра «Ручеек». Игра
"Лабиринт".
-Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра «Стрекозы». Игра
«Чемпионы скакалки». Игра «Что изменилось?».
Народные игры (10 часов)
-Теория. История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и организаторы
игр. Игровая терминология.
-Практические занятия:
-Разучивание народных игр. Игра «Бегунок»
-Разучивание народных игр. Игра «Верёвочка»
-Разучивание народных игр. Игра «Котел»
-Разучивание народных игр. Игра "Дедушка - сапожник".
Эстафеты (4 часов)
-Теория. Правила безопасного поведения при проведении эстафет
-Способы деления на команды. Считалки.
-Практические занятия:
-Веселые старты
-Эстафеты «Бег по кочкам», «Бег сороконожек».
-Эстафеты «Рак пятится назад», «Скорый поезд».
-Эстафеты «Чемпионы скакалки», «Вьюны».
-Эстафеты «Стрекозы», «На новое место».
3 год обучения
Игры с бегом (6 часов)
-Теория: Правила техники безопасности. Значение бега в жизни человека и животных.
Лучшие легкоатлеты страны, области, школы.
-Практические занятия:
-Комплекс ОРУ для укрепления мышц ног. Игра «Змейка». Игра «Челнок». Игра
«Пятнашки с домом». Игра «Дай руку».
-Комплекс ОРУ на месте. Игра «Пустое место». Игра «Филин и пташки». Игра «Кошка и
мышка в лабиринте». Игра «Ловушки в кругу».
-Комплекс ОРУ в движении. Игра «Пятнашки с домом». Игра «Прерванные пятнашки».
Игра «Круговые пятнашки». Игра «Много троих, хватит двоих».
-Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Платок». Игра «Палочки – выручалочки».
Игры с мячом (6 часов)
-Теория. Правила техники безопасности при игре с мячом. Разучивание считалок.
-Практические занятия:
-Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мячик кверху». Игра «Свечи ставить»

-Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Перебрасывание мяча»
-Игра «Зевака». Игра «Летучий мяч».
-Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Выбей мяч из круга». Игра «Защищай
город».
-Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Гонка мячей». Игра «Попади в цель». Игра «Русская
лапта».
-Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра "Мяч капитану", "Пионербол".
-Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра "Мяч капитану", "Пионербол".
-Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра "Мяч капитану", "Пионербол".
Игры с прыжками (4 часов)
-Теория. Правила техники безопасности при игре с прыжками.
-Для чего человеку важно уметь прыгать.
-Виды прыжков. Разучивание считалок.
-Практические занятия:
-Комплекс ОРУ. Игра « Воробушки и кот». Игра «Дедушка – рожок».
-Комплекс ОРУ. Игра « Переселение лягушек». Игра «Лошадки».
-Комплекс ОРУ. Игра « Петушиный бой». Игра «Борьба за прыжки».
-Комплекс ОРУ. Игра « Солка на одной ноге». Игра «Кто первый?».
Игры малой подвижности (4 часов)
-Теория. Правила техники безопасности. Знакомство с играми на внимательность.
-Практические занятия
-Игры на внимательность. Игра «Летит - не летит». Игра «Запрещенное движение». Игра
«Перемена мест».
-Комплекс ОРУ для правильной осанки, разучивание считалок.
-Игры «Колечко». Игра « Море волнуется». Игра «Кривой петух»
-Комплекс ОРУ. Игра «Молчанка». Игра «Колечко».
Народные игры (10 часов)
-Теория. Материальная и духовная игровая культура. Организация и проведение игр на
праздниках.
-Практические занятия:
-Разучивание народных игр. Игра "Горелки".
-Разучивание народных игр. Игра «Мотальщицы».
-Разучивание народных игр. Игра "Мишени".
-Игра "Русская лапта".
Эстафеты (4 часов)
-Теория. Значение слова эстафета. Разбивание разными способами команд на группы.
-Практические занятия:
-Эстафеты « Передал – садись», «Мяч среднему», «Парашютисты», «Скакалка под
ногами», «Тачка».
-Эстафета «Челночный бег», «По цепочке», «Вызов номеров», «Дорожки», «Шарик в
ложке».
-Эстафета «Ведерко с водой», «Кати большой мяч впереди себя», «Нитки наматывать»,
«Передача мяча в колонне», «Поезд».
4 год обучения
Игры с бегом (6 часов).

-Теория. Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на команды.
Повторение считалок.
-Практические занятия:
-Комплекс ОРУ в движении. Игра «Бег командами». Игра «Мешочек».
-Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Городок». Игра «Воробушки и кот». Игра
«Пятнашки маршем».
-Комплекс ОРУ на месте. Игра «Лиса в курятнике». Игра «Ловкие ребята». «Скороходы и
бегуны».
-Комплекс ОРУ с предметами . Игра «Пятнашки в кругу».Игра «Караси и щуки». Игра
«Игра «Без пары».
Игры с мячом (6 часов)
-Теория. Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения подвижных игр.
Инструктаж по ТБ. Способы передачи мяча; переброска мячей друг другу в шеренгах.
-Практические занятия:
-Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мяч в центре». Игра «Мяч среднему». Игра
"Головой, ногой через сетку".
-Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Мяч – соседу». Игра «Охотники». Игра
"Головой, ногой через сетку".
-Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Отгадай, кто бросил»
-Игра «Защищай ворота».
-Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Подвижная цель». Игра «Обгони мяч».
-Игра «Мяч в центре».
-Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра "Мяч капитану", "Пионербол". Игра "Головой,
ногой через сетку".
-Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра "Мяч в кольцо", "Пионербол".
-Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра "Мяч в кольцо", "Пионербол".
Игры с прыжками (4 часов).
-Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр.
-Профилактика детского травматизма. Разучивание считалок.
-Практические занятия:
-Комплекс ОРУ. Игра «Туда- обратно». Игра «Зайцы в огороде».
-Комплекс ОРУ. Игра «Шишки, жёлуди, орехи».Игра «белые медведи».
-Комплекс ОРУ. Игра «Карусели». Игра «Тропка».
-Комплекс ОРУ. Игра «Ловушка». Игра «Капканы».
Игра малой подвижности (4 часов).
-Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр.
Инструктаж по ТБ. Разучивание рифм для проведения игр.
-Практические занятия:
-Комплекс ОРУ на месте. Игра «Кто дальше бросит?». Игра «Что изменилось?». Игра
«Найди предмет». Игра "Городки".
-Комплекс ОРУ на месте. Игра «Слушай сигнал». Игра «Угадай, кто это?». Игра «Точный
телеграф». Игра «Невидимки».
-Комплекс ОРУ на месте. Игра «Ориентирование без карты». Игра «Садовник». Игра
«Наблюдатели». Игра "Городки".
Народные игры (10 часов)

-Теория. Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники.
Классификация народных игр.
-Практические занятия:
-Разучивание народных игр. Игра "Корову доить".
-Разучивание народных игр. Игра "Малечина - колечина".
-Разучивание народных игр. Игра "Коршун".
-Разучивание народных игр. Игра "Бабки".
-Игра "Русская лапта".
Эстафеты (4 часов).
-Теория. Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Инструктаж по ТБ.
-Способы деления на команды. Повторение считалок.
-Практические занятия:
-Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного мяча, «Кто
первый?», эстафета парами.
-Эстафета с лазанием и перелезанием, линейная с прыжками, с бегом вокруг
гимнастической скамейки, «веревочка под ногами».
-Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи).

Список литературы:
Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г.
Кереман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» М.: Просвещение, 1989г.
«Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября»,
2005 г.
«Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические рекомендации,
практические материалы, поурочное планирование. 2 издание исп. М.: ВЫАКО, 2005 г
Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника:
упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 г
Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней школе» Волгоград.
Учитель, 2004 г
Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс,
2006 г
Шарова Ю.Н., Василькова Т.Я. , Зуева Е.А.«Новгородские традиционные игры» Великий
Новгород, Центр творческого развития и гуманитарного образования «Визит», 1999 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».