МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
Руководитель ШМО
++++++++++++++Ковалёва Е.В.
Протокол №1
от 31 августа 2023г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Я.В.Попов.
______________Богданова О. В.
Протокол №1
Протокол № 225
от 31 августа 2023г
от 31 августа 2023г
Подписано цифровой
Богданова Оксана
Богданова Оксана подписью:
Валериевна
Дата: 2023.09.28 16:57:07
Валериевна
+07'00'
Рабочая программа
по развитию речи
обучающихся по адаптированной основной
общеобразовательной программе начального
общего образования обучающихся
с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)
1 «Е» класса
2023-2024 учебный год
Учитель начальных классов
Стяжкина Евгения Павловна
г. Саяногорск, 2023г.
1. Особенности преподавания предмета
У детей наблюдаются нарушения фонематического восприятия, нарушения лексикограмматической стороны речи, которые затрудняют овладение предметом. Так же у детей имеются
нарушения познавательной деятельности и психофизического развития.
Большое значение на уроках имеет практическая направленность обучения, учёт возрастных и
индивидуальных особенностей детей, реализация дифференцированного подхода в обучении.
Особенности обучающихся
Специальные образовательные условия
Низкая концентрация
внимания,повышенная отвлекаемость,
фрагментарное выполнение учебных
заданий; трудность переключения.
Недостаточность наглядно-образного
мышления. Мышление остается
преимущественно конкретным,
поверхностным, существенного развития
словесно-логического мышления не
отмечается.
Низкая работоспособность.
Привлечение внимания обучающихся к учебному
материалу с использованием дополнительных
инструкций, демонстрационного материала, смена
видов деятельности.
Новый материал преподносится дозированно (методом
«малых шагов») с большой детализацией,
развернутостью, с конкретностью действий в форме
алгоритмов. Для формирования отвлеченных понятий,
обобщений, умений и навыков предметная наглядность
используется более длительное время.
Постоянная смена видов деятельности. Соблюдение
охранительного режима (физминутки, гимнастика для
глаз и пальцев рук, динамическая организация урока);
включение в урок игровых приёмов работы.
Трудности при классификации предметов,
Применение упражнений, предусматривающих
обобщении явлений и признаков, бедность
активизацию познавательной деятельности.
и отрывочность суждений и
Использование учебного материала с опорой на
умозаключений, нарушение логических
жизненный опыт обучающихся. Поэтапное
связей.
разъяснение, последовательное выполнение заданий
Низкая осведомленность бытовых понятий, Формирование познавательной мотивации и
низкий уровень знаний о себе и об
положительного отношения к учению с помощью
окружающем мире.
демонстрационных, аудио и видео материалов,
замедленный темп преподнесения новых знаний с
опорой на жизненный опыт ребенка.
Испытывают затруднения в произвольной
Проводятся различные физминутки с целью снятия
организации деятельности; не умеют
усталости. Материал дается дозировано,
последовательно выполнять инструкции
преимущественно в игровой форме, с чередованием
учителя, переключаться по его указанию с
труда и отдыха. Используется интересный и
одного задания на другое, быстро
красочный дидактический материал и средства
утомляются.
наглядности, применяются компьютерные технологии.
Словарный запас ограничен, в речи
наблюдаются аграмматизмы, нарушения
лексико-грамматической стороны речи.
Нарушения связной речи. Отсутствует
полнота и развернутость в высказывании,
бедная, недостаточно выразительная речь.
Затрудняются в произношении слов со
сложной слоговой структурой и со
стечением согласных.
Снижение способности к приему,
переработке, хранению и использованию
информации.
Представления об окружающем мире на
Систематически проводится словарная работа, где
уточняются значения слов, вводятся в активную речь
новые слова. Работа над расширением и активизацией
словаря опирается на активное действенное познание
детьми предметов и явлений окружающей
действительности.
Применение коррекционно-развивающих игр и
упражнений, включающих иллюстративнографический и игровой материал.
Применение упражнений на развитие артикуляционной
моторики (специальные упражнения, разучивание
чистоговорок и скороговорок).
Применение разноуровневых индивидуальных
карточек, обеспечение аудиовизуальными
техническими средствами обучения.
Формирование познавательной мотивации и
низком уровне
Низкий уровень познавательной активности
и учебной мотивации.
Нарушение эмоционально-волевой сферы
положительного отношения к учению с помощью
демонстрационных, аудио и видео материалов,
замедленный темп преподнесения новых знаний с
опорой на жизненный опыт ребенка.
Применение дидактических игр и игровых приемов,
разнообразного дополнительного материала.
Использование компьютерных технологий. Проводится
коллективная деятельность.
Применение индивидуального подхода. Смягчение
эмоционального дискомфорта у детей, повышение их
активности и самостоятельности; коррекция
самооценки, уровня самосознания, формирование
эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Исходя из особенностей класса, программный материал разбит в соответствии с учетом зоны
ближайшего развития обучающихся. .Коррекционно-развивающая работа строится с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в соответствии со структурой и характером
нарушений, их влияние на учебную деятельность и общее развитие ребенка. Большое внимание
уделяется формированию устной связной речи, правильному звукопроизношению, обогащению и
активизации словаря. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет,
воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
В программу введен этнокультурный компонент. Изучение регионального природоведческого
материала позволяет связывать изучаемый материал с современностью.
2. Пояснительная записка
Целями системы работы по развитию речи являются формирование и систематическое
совершенствование полноценных языковых средств общения у детей с нарушениями речи.
Задачи:
-формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательноповествовательной, т.е. монологической) на основе обогащения знаний об окружающей
действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, нагляднообразного и словесно-логического мышления);
-формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
-практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
-подготовка лексико-грамматического материала для других разделов работы по языку – обучение
грамоте, грамматике и правописанию, а также чтению и другим учебным дисциплинам.
Рабочая программа по развитию речи для 1 класса разработана в соответствии с
требованиями:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ОВЗ (утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России №1598 от 19.12.2014 г.)
2. Приложение №5 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального
общего образования обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014 г. (вариант 5.1.)
3. Основной общеобразовательной программе начального общего образования , утвержденной
приказом директора № 275 от 02.09.2022г
4. Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ( вариант 5.1), утвержденной приказом директора № 205
от 31.08.2021г
5. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106,
зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679);
Конвенции о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;
3. Общая характеристика учебного курса.
Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и
развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и
письменной форме. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика -
показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей
системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам.
Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.
Новизна программы данного элективного курса состоит в формировании ведущих компетенций
личности учащихся начальных классов:
коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
информационная - умение работать со всеми видами информации;
автономизационная - умения саморазвития;
социальная - умение жить и работать с другими людьми;
Оптимизация коррекционного обучения детей с речевой патологией требует соблюдения
одновременности работы над всеми компонентами языковой системы:
– звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Развитие фонематического восприятия
подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы
словообразования и словоизменения. Поэтому, корригируя звуковой языковой системы, мы создаем
основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.
Появилась необходимость в специальных занятиях по развитию речи.
В разработанной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе,
охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную
речь).
Программа способствует формированию стремления к получению новых знаний, приемов
умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая
создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Данная программа рассчитана на 32 учебные недели (1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок.
Технологии обучения: деятельностный подход, игровые и информационно-коммуникационные
технологии обучения.
Виды и формы контроля: текущий, фронтальный и индивидуальный опрос.
Используется учебно-методический комплект: Грибова О.Е., Бессонова Т.П. «Развитие речи»
4. Планируемые предметные результаты по развитию речи
Личностные результаты.
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознавать роль речи в общении людей;
- понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- принимать учебно-познавательную мотивацию учения, проявлять интерес к изучению курса развития
речи;
- чувствовать прекрасное – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
- проявлять интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы
и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение, текст);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение);
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД.
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты.
- называть детали, части предметов, используемых в учебной деятельности, быту, окружающей
действительности;
- простым обращениям, просьбам, поручениям, адресованных одному или всем обучающимся;
- составлять простые распространённые предложения;
- выделять в предложении слова, обозначающие предмет и действие;
- самостоятельно обращаться к собеседнику с просьбой-вопросом;
- составлять короткий диалог по вопросам учителя с использованием изученных типов предложений;
- понимать связное высказывание, состоящее из знакомых слов и оборотов речи;
- составлять краткое связное высказывание, состоящее из 2—3 предложений (индивидуально, с
помощью учителя или коллективно);
- описывать хорошо известные предметы и демонстрируемые действия по вопросам учителя, образцу,
схематическому плану;
- устанавливать временную последовательность событий по серии картин 2—3 картины), передавать
их содержание (с помощью педагога);
- составлять сообщение о погоде, событиях предшествующего дня.
5. Содержание рабочей программы.
Программой предусмотрена взаимосвязь следующих разделов работы:
Работа над словом
Понимание и употребление в речи слов, выражающих поручения, приказания. Слова — названия предметов,
действий, признаков предметов, признаков действий, время действий, с которыми дети постоянно
сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природой, общественными явлениями. Понимание обобщающих
значений слов. Понимание и правильное употребление слов со значением уменьшительности-ласкательности,
увеличительности (существительные с суффиксами -ик, -ок, -к, -чек,-очк, -ечк, -иц); слов, обозначающих
животных (существительные с суффиксом -онок, енок); лиц по роду их деятельности (существительные с
суффиксами -ист, -щик, -чик, -ниц(а), -тель, -арь); движение, признаки предметов по цвету, форме, величине,
вкусу, весу, температурным Свойствам, качеству и противоположных им по значению (твердый— мягкий);
признаки действия (быстро, весело, хорошо); время действия (утром, вечером, сегодня) . Выделение и
название частей отдельных предметов. Распределение названий предметов по группам. Знание и
употребление видовых и родовых обозначений. Выработка умений пользоваться словом и правильной
грамматической формой в зависимости от ее значения в составе предложений.
Работа над предложением
Понимание и употребление побудительных предложений, повествовательных нераспространенных и
распространенных предложений (состоящих из 3—5 членов предложения). Составление предложений по
моделям: простое предложение с глаголами в настоящем и прошедшем времени в единственном числе.
Выделение предмета и действия по вопросам кто? что? что делает? что делал? и различение этих вопросов (о
предмете, о действии или состоянии). Различение вопросов кто? что? как вопросов о предмете одушевленном
или неодушевленном; вопросов что делает? что делал? как вопросов о действии, выраженном в настоящем
пли прошедшем времени.
Образование формы множественного числа существительных (с окончанием -ы(-и), а (-я) и глаголов
(настоящего и прошедшего времени).
Составление и употребление простых предложений с существительными и глаголами в единственном и
множественном числе.
Выделение грамматических признаков рода существительных в словосочетаниях с числительным и
местоимением. Практическое овладение значением и способами употребления в предложения родовыми
признаками существительных с глаголами прошедшего времени.
Составление и употребление в речи предложений (трех- пятичленных) со словосочетаниями, обозначающими
переходность действия на предмет (моет чашку, пол). Различение окончания формы винительного падежа в
зависимости от рода существительных и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит мальчика,
девочку).
Орудие или средства действия (рисует карандашом, подметает метлой). Различение окончания
творительного падежа в зависимости от рода существительного. Пространственные отношения в значении
направления и места и действия. Словосочетания глагола с существительным в винительном падеже с
предлогами в, на, под (поставил в (на, под) стол, положил в (на, под) книгу); в предложном падеже с
предлогами в, на (лежит в столе, на столе); в творительном падеже с предлогами под, над, -за (спрятался
под (за) кустом); в родительном падеже с предлогами из, с, от, около в значении места, откуда совершается
действие (вышел из дома, сошёл с поезда, отъехал от магазина, стоит около киоска); в дательном падеже с
предлогом к в значении лица или места, к которому направлено действие (подошёл к товарищу); в
творительном падеже с предлогом с в значении совместности или сопровождения (идёт с мамой);в
дательном падеже в значении адресата.
Словосочетание существительного в родительном падеже с предлогом у, и без предлога в значении
принадлежности предмет или его отрицания (у козы, нет козы).
Выделение из предложений слов, обозначающих признаки предметов, по вопросам. Распространение
словосочетаний и предложений по вопросам какой? какая? какое? какие? Согласование прилагательного с
существительным в именительном, винительном и творительном падежах единственного и множественного
числа.
Практическое усвоение предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения (глаголы в
настоящем, прошедшем и будущем времени).
Сочетание местоимений с глаголами 1-го, 2-го лица.
Сочетания числительного с существительным. Количественные отношения и признаки предмета по счету.
Связная речь
Понимание вопросов, выработка умений кратко и полно отвечать на них, используя побудительные,
вопросительные и повествовательные предложения. Точное формулирование вопросов учениками.
Развитие умения слушать рассказ учителя и товарищей, а также читаемый текст. Воспроизведение содержания
текста, сказки, иллюстрации. Рисование с помощью учителя словесной картин с использованием нескольких
прочитанных слов, объединенных ситуативно. Самостоятельное придумывание событий, предшествующих
изображенным, или последующих.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторения и перестановок частей текста
(по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений (4—6), объединенных
общей темой или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Описание предмета по цвету,
размеру, назначению.
Устные высказывания (с помощью учителя) о простых случаях из собственной жизни по аналогии с
прочитанным, о событиях в школе, дома, полученных сведениях из календаря погоды, на экскурсии, по сюжету,
предложенному учителем.
Понимание, что такое текст, выделение его особенностей — цельности и связности.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок.
Речевая этика. Понимание и использование предложений, выражающих приветствие, благодарность,
извинение, просьбу.
6. Учебно-тематический план.
Содержание
Наш класс, наша школа.
Осень.
Мой организм. Режим дня.
Зима
Питание
Наш город.
Моя семья. Наш дом.
Весна.
Родная страна.
Лето.
Всего часов
Количество часов
3
5
4
3
2
4
3
5
1
3
33
7. Литература и материально-технические средства обучения.
Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2.
Предложение. Текст.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2010. – 302с.
Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1.
Устная связная речь. Лексика..: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд.
центр ВЛАДОС, 2010. – 182 с.
Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1.
Письменная связная речь.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр
ВЛАДОС, 2010. – 120 с.
Грабчикова Е.С. Таблицы и тесты по развитию речи для учащихся начальных классов.- Мн.: ООО
«Юнипресс», 2001.-128 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 128с.
Мали Д. Уроки развития речи в первом классе: Поурочное планирование и дидактические
материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс.- СПб.:
Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; телевизор;
видеомагнитофон; магнитофон; мультимедийный проектор;
компьютер; сканер (по возможности); принтер лазерный (по возможности);
Экранно - звуковые пособия:
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
-видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи (по возможности);
-мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по
развитию речи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по коррекционному направлению «Развитие речи»
I четверть
№
уро
ка
Тема урока
Кол-во
часов
1
Здравствуй школа! Познакомьтесь!
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Развитие умения употреблять личные местоимения.
1
2
3
4
5
6
7
8
Здравствуй школа! Познакомьтесь!
Обогащение словарного запаса. Школьная обстановка. Употребление
глаголов.
Употребление глаголов единственного и множественного числа.
В классе. Предметы. Выражение просьбы. «Волшебные слова».
Развитие умения выполнять инструкции.
Обогащение активного и пассивного словаря.
Осень. Признаки осени.
Составление предложений.
Овощи. Огород. Фрукты. Ягоды. Сад.
Составление предложений по схемам и картинкам.
Перелетные птицы.
Составление рассказа-описания по картинному плану.
Животные осенью. Домашние животные. Дикие животные.
Составление рассказа-описания.
Осень обобщение.
Описательная беседа. Составление рассказа по картинке.
Дата
6.09
1
13.09
1
20.09
1
27.09
04.10
1
11.10
1
18.10
1
25.10
1
II четверть
№
уро
ка
Кол-во
часов
Тема урока
1.
Части тела.
Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами. Уточнение словаря.
1
2
Распорядок дня.
Употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.
1
Дата
08.11
15.11
4
Спальня.
Обогащение и расширение словаря. Составление предложений по вопросам и
схемам.
Одежда.
Составление предложений по вопросам и схемам.
5
Зима. Признаки зимы.
Составление рассказа.
1
06.12
6
Праздник елки.
Составление рассказа по впечатлениям.
1
13.12
1
20.12
Кол-во
часов
Дата
3
7
Обобщающий урок
1
22.11
1
29.11
III четверть
№
уро
ка
Тема урока
1.
Столовая.
Предметный словарь. Составление предложений по картинкам.
1
27.12
2.
Продукты питания.
Составление рассказа по картинке.
1
10.01
3.
Наш город. Наше село.
Пересказ текста по вопросному плану.
1
17.01
1
24.01
1
31.01
1
07.02
5.
Завод и фабрика.
Составление предложений по картинкам и вопросам.
Ферма и теплица.
Составление предложений по опорным словам и схемам.
6
Транспорт.
Составление предложений по картинкам и вопросам.
4.
8
Игрушки.
Составление рассказа по картинке.
Моя семья.
Пересказ текста. Использование в речи местоимений.
9
Профессии.
Составление рассказа по плану.
7
14.02
1
1
28.02
1
06.03
Кол-во
часов
Дата
1
13.03
1
20.03
1
03.04
1
10.04
1
17.04
1
24.04
1
08.05
15.05
22.05
VI четверть
№
уро
ка
Тема урока
7
Весна. Признаки весны.
Составление рассказа-описания по картинке
День космонавтики.
Составление предложений по опорным словам и схемам.
Животные весной.
Составление рассказа по вопросному плану.
Здравствуйте птицы! Птицы весной.
Обобщение словаря. Составление рассказа-описания по опорным словам.
Весна в городе.
Составление предложений с данными словами.
Весенние цветы.
Составление рассказа-описания по картинному плану.
До свидания, школа! Здравствуй ,лето!
8
Обобщающий урок
1
2
3
4
5
6
2
Всего: 33часа