Я школьник 1 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г.Саяногорска

Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждено:

руководитель ШМО

зам.директора по ВР

Директор МБОУ «СОШ №6»

_________/Е.В.Ковалева/

МБОУ «СОШ № 6»

ФИО

Протокол № 225
от «31» августа 2023г.

________/ О.В. Богданова/

_________/Я.В.Попов/
Протокол № 1

Приказ № 225

ФИО

от «31» августа 2023г.

от «31» августа 2023г.
Богданова Оксана
Валериевна

Подписано цифровой подписью:
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.10.13 14:39:12 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности

«Я – школьник»
Основное общее образование, 1 класс
33 часа

Программу составили:
Катырева Раиса Геннадьевна,
Ковалева Елена Владимировна,
Сафонова Наталья Николаевна,
Фролова Дарья Андреевна,
Дондупай Ангелина Александровна,
Стяжкина Евгения Павловна
учителя начальных классов

Саяногорск, 2023 год.

1

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО, а также с
учетом Рабочей программы воспитания НОО МБОУ СОШ № 6.
Программа «Я – школьник» предназначена для организации внеурочной
деятельности содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации
первоклассников к школьному обучению, направлена на формирование готовности и
способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию,
ценностного отношения к знанию. По содержанию является научно-педагогической;
направление - социальное; по времени реализации – 1 год.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена
тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и
следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Актуальность: Одним из наиболее значимых моментов в жизни человека является
начальное обучение в школе. В основном дошкольное обучение основано на тренировки
детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Как правило чувства,
переживания, размышления ребенка уходят на второй план. А для успешной адаптации к
обучению в школе по ФГОС требуется, чтобы первоклассник овладел основными УУД,
т.е. совокупностью способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к
самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса, т.е.
умению учиться.
Занятия по программе помогают учащимся в понимании самих себя, своего места в
школьной жизни, во взаимодействии с ребятами, учителями. Помогают преодолеть
основные школьные трудности, способствуют формированию адекватной самооценки,
овладению основными компетенциями: коммуникативными (умением выражать свои
мысли, умением взаимодействовать с другими людьми), личностными (самоопределение,
смыслообразование,
нравственно-этическое
оценивание),
социокультурными,
регулятивными (обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности).
Цель:
содействовать благоприятному течению социально-психологической адаптации
первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование
познавательной активности школьников;
2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию
требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на
уроке и перемене, формирование личностных УУД;
3. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию
произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального
напряжения, формирование регулятивных УУД.
4. Развитие познавательных психических
процессов,
формирование
познавательных УУД;
5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для
установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих
отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.

2

6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного
коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
7. Профилактика школьной дезадаптации.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с
элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы
составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии,
психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность,
сказкотерапия.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных
психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия,
разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Формы работы учащихся на занятиях:
коллективные; групповые; индивидуальные.
В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:
личностно - ориентированные,здоровьесберегающие,развивающие, информационнокоммуникационные,игровые.
Место курса внеурочной деятельности
В 1 классе — 33ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 15 ч – аудиторных, 18 –
внеаудиторных.

Планируемые результаты
Благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1
класса к школе, сформированность УУД.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не
испытывает неуверенности и страхов
- установление контакта с обучающимися, с учителем;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и
учителем;
- овладение навыками учебной деятельности;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,
готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание
самому.
Показатели неблагоприятной психологической адаптации.
Физиологический
уровень:
повышенная
утомляемость,
снижение
работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита,
появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых
движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот,
двигательного беспокойства (расторможенности).
Познавательный уровень, проявляющийся в неуспешности обучения по
программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка Ребенок хронически не
справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться
преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.
Эмоциональный уровень, проявляющийся в нарушении отношения к обучению,
учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой. Учебная и игровая пассивность,
агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена
настроения, страх. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может
наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе
обучения.

3

- Социально-психологический
уровень:
упрямство,
капризы,
повышенная
конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других,
заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная
самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной
обидчивостью и раздражительностью.
Поведенческий уровень, проявляется в импульсивном и неконтролируемом
поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к
одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических
особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и
агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции.
Сформированность УУД.
1. Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность
внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного
поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой
действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели
деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных
целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и
уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции —
внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого
результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки
— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как
способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации
мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения
проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинноследственных связей.
4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов
взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с
детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое
мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения
благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому;
умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ
СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество ;
4

* чувство единства, умение действовать согласованно;
* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
* целостная психолого-педагогическая культура;
* учебные мотивы;
* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение
выделять существенные признаки и закономерности);
* адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
* адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями
других;нравственно-моральные качества;
* знания об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
* положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование
потребности в ЗОЖ
- повыситься:
* уровень работоспособности;
* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
* уровень развития памяти;
* внимания;
* мышления;
* восприятия;
* произвольной сферы;
* интеллектуального развития;
* воображения.
* работоспособности;
* речевой активности;
* познавательной активности.
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
*признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое
агрессивное поведение;
* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
* работать самостоятельно в парах, в группах.

Содержание
1 Знакомство школьника с нормами школьной жизни
«Вводное. С днем рождения, класс!», «Я и мое имя». «Школьные правила».
«Собираем портфель». «Школьные оценки». «Подсказки и списывание». «Что такое
хорошо?»
Учащиеся в игровой форме знакомятся с основными правилами школьной жизни;
осознают, чем школьник отличается от ребенка дошкольного возраста. Обсуждаются
трудности с которыми учащиеся столкнулись в школе, находим пути их преодоления. В
процессе занятия учащиеся задумываются над такими вопросами: «для чего я хожу в
школу?», «Какой урок важнее?», «Что значит стать всем полезным?», что способствует
повышению учебной мотивации. В конце занятия учащиеся рисуют рисунок «Я в школе»,
который является информативным о том, как ребенок адаптируется к школе.
2 Развитие эмоционально-волевой сферы
«Мои эмоции». "Мое настроение" «Конверты "Радости" и "Огорчений"».
«Радость – одна на всех». «Чудо-дерево». «Наши страхи». «Грусть и печаль».

5

«Я контролирую себя». «Слушай команду». «Волшебная клетка». ««Планета эмоций»»
«Что такое общение». «Путешествие в страну «Понимание»». «Я-доброжелательный».
«Волшебные средства взаимопонимания». «Драки и обида».
«Мы поссорились и помирились». «Застенчивость и Уверенность». «Дерево дружбы»
Игры на сплочение класса, создания положительного эмоционального настроя
Занятие способствует формированию у ребят чувства «Мы», гордости за принадлежность
к своему такому замечательному классу; учит взаимодействовать с одноклассниками.
Учащиеся учатся дружить с одноклассниками; понимать свои чувства и чувства других
ребят.
3 Я и моё здоровье
Уроки Мойдодыра, Бесценный дар –здоровье. В единстве с природой. Движение- жизнь.

Тематическое планирование
№

Раздел

Кол
-во

Форма
организации

Характеристика основных видов
деятельности

Место
пров.

1

Знакомств
о
школьник
ас
нормами
школьной
жизни
Развитие
эмоциона
льноволевой
сферы

7ч.

знакомятся с правилами
поведения на уроке и перемене,
раскрывают правила общения в
группе. Осознают себя в роли
учеников

3аудит
4внеауд.

6ч.

знакомятся с понятием
«эмоции», развивают умения
распознавать и описывать свои
эмоции и эмоции других людей;
совершенствуют навыки
общения.
Знакомятся с правилами
гигиены. Осознают значимость
регулярных занятий
физическими упражнениями.

10аудит
10внеауд.

Я и моё
здоровье.

групповая
работа игры,
психотехниче
ские
упражнения,
упражнения с
элементами
арт-терапии,
релаксационн
ые
методы,
продуктивнотворческая
деятельность,
сказкотерапия
.

2

3

20ч.

2аудит
2внеауд.

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».