Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Саяногорска
Рассмотрено:
Согласовано:
Утверждено
руководитель ШМО
зам. директора по ВР
Директор МБОУ «СОШ № 6»
____________Е.В.Ковалева
МБОУ «СОШ № 6»
____________Я.В.Попов
Протокол № 1
_____________БогдановаО.В.
от « 31 » апреля2023 г.
от « 31 » апреля 202 г.
Протокол № 1
от " 31 " августа
2023 г.
Приказ № 225
Богданова Оксана
Валериевна
Подписано цифровой
подписью: Богданова Оксана
Валериевна
Дата: 2023.10.13 14:38:17 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Хакасия – мой край родной»
3а класс
34 часа
Программу составили:
Арчинекова Ольга Васильевна,
Васина Анастасия Андреевна,
Чанкова Галина Ильинична,
Призба Дарья Алексеевна
учителя начальных классов
Саяногорск, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хакасия – мой край родной»
предназначена для организации внеурочной деятельности в 3 классе. Программа построена
на интегрированной основе и представляет собой совокупное изучение истории хакасской культуры
(прикладного, музыкального, изобразительного искусств, литературы, истории, природы и
окружающего мира). Программа направлена на формирование готовности и способности
обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения
к знанию. По содержанию является научно-педагогической; духовно-нравственного
направления; по времени реализации – 1 год.
Актуальность заключается в том, что в настоящее время наблюдается
повышенный интерес к изучению родного края. Национальный, региональный и
этнокультурный компонент в начальной школе является одним из основных источников
обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему,
формирование гражданских позиций и навыков.
Общая характеристика
Программа «Хакасия – мой край родной» включает мероприятия по усилению
грамотного и искреннего отношения ребёнка к окружающей природе; понимания им своего
места в мире живого и неживого; воспитанию толерантных качеств личности. Рекомендует
активнее привлекать известных людей республики Хакасия, в целях сохранения
общекультурных ценностей и народных традиций. Знакомство детей с родным краем: с
историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями
формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и
гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории
родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Региональный материал близок и интересен детям, т.к. всё, что изучается, находится вокруг
них, рядом. И всё непосредственно касается их жизни и жизни близких им людям.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации,
которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе
ее приобретения.
В основе реализации программы «Хакасия – мой край родной» лежит системнодеятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств
личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему
родного края.
Возраст детей, на которых рассчитана программа от 7 до 9 лет.
Цель программы: формирование целостной системы знаний по истории родного
края.
Задачи программы:
- формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических
ценностей и роли Хакасии в судьбе России, сохранение и развитие чувства гордости за свою
республику и страну;
- воспитание любви к родному краю, основы духовной культуры каждого человека
- формирование экологической культуры у младших школьников
Достичь поставленной цели в данном курсе планируется, используя, помимо очного
обучения, технологии дистанционного обучения.
Место курса «Хакасия – мой край родной» в плане внеурочной деятельности
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в форме очного и
дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на четыре четверти: 3 класс – 34ч.
Программа
построена на основании современных научных представлений о
физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает
особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Формы занятий: Внеурочная деятельность реализуется в виде экскурсий,
видеоэкскурсий, викторин, конкурсов, проектов, творческих работ. Для организации
занятий используется филиал городской детской библиотеки, краеведческий музей.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса являются:
осознание себя жителем республики, чувство ответственности за сохранение
её природы;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте
единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий
России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и
принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в
себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных
моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
Метапредметными результатами изучения курса являются:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную
деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно)
закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни
человека;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в
городе (селе) и др.);
•способность работать с разными видами текстовой информации, с моделями
изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение преобразовывать информацию в соответствии с решаемой задачей
умение находить нужную информацию в различных источниках, адекватно
ее воспринимать
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать,
классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего
мира;
Тематическое планирование
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Мероприятие
Города Хакасии
Волшебный край – Хакасия моя
Культурное наследие хакасского народа
Достопримечательности Хакасии
Природа Хакасии
Итого
Количество часов
5 часов
6 часов
7 часов
9 часов
6 часов
34 часа
Учебно – методическое обеспечение
1. К.М.Патачаков. Очерки материальной культуры хакасов. Абакан. Хакасское отделение
Красноярского книжного издательства, 1982г.-с.87.
2. И.К.Кидиекова. Орнамент хакасов I. Абакан. Хакасский институт бизнеса.1997г.-с.157.
3. А.Н. Балгазина. Методические рекомендации для учителей начальных классов,
преподающих учебный предмет « Родной край –Хакасия».Абакан. Хакасское книжное
издательство. 2008г.
4. В.Я.Бутанаев. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан. 1996г.-с.224