МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» г. Саяногорска
РАССМОТРЕНО
Руководителем ШМО
/Ковалёва Е.В/
Протокол №1
№1 от «31» 08 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по ВР
МБОУ СОШ №6
/Попов Я.В
Протокол № 1
№1 от «31» 08 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ №6
/Богданова О.В/
Приказ № 1
от «31» 08 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Хакасия - мой край родной»
4 класс
Программу составили:
Егорова А.И.
Скрыпнтк Н.С.
Приставкина Н.А.
г. Саяногорск, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО, а также с
учетом Рабочей программы воспитания НОО МБОУ СОШ № 6.
В современном обществе каждый человек ежедневно сталкивается с огромными
потоками информации. Чтобы правильно воспользоваться ей, необходимо иметь
элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение,
использование и применение. Формируются эти навыки не только на уроках, но и во
внеурочной деятельности. Путь решения этой проблемы в реализации программы «Хакасия
– мой край родной».
Актуальность заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный
интерес к изучению родного края. Этнокультурный компонент в начальной школе является
одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание
любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Кроме того, сущность
данной программы состоит в формировании у детей чувства гордости и любви к родному
городу, краю, стране, чувства патриотизма.
Цель программы:
интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их
особых познавательных, культурных потребностей и интересов;
развитие интереса и уважительного отношения к культурным традициям родного
края, сохранение хакасской культуры во всём её многообразии.
Задачи программы:
формирование ценностного отношения о бучающи хся к зн аниям, как залог у
их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность народов России;
дать представление о культурных традициях родного края;
развивать познавательный интерес, воображение, речь обучающихся;
научить обучающихся анализировать и оценивать факты, явления, события в
истории края;
познакомить с жизнью и творчеством известных людей Хакасии;
воспитывать стремление к позитивному этнокультурному взаимодействию;
чувства уважения к национальным традициям края.
Особенности преподавания курса внеурочной деятельности
Программа «Хакасия – мой край родной» включает мероприятия по усилению
грамотного и искреннего отношения ребёнка к окружающей природе; понимания им своего
места в мире живого и неживого; воспитанию толерантных качеств личности. Рекомендует
активнее привлекать известных людей республики Хакасия, в целях сохранения
общекультурных ценностей и народных традиций.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации,
которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе
ее приобретения.
В основе реализации программы «Хакасия – мой край родной» лежит системнодеятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств
личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему
родного края.
Возраст детей, на которых рассчитана программа от 10 до 11 лет.
Достичь поставленной цели в данном курсе планируется, используя, помимо
очного обучения, технологии дистанционного обучения.
Режим занятий: Данная программа составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 час в неделю в форме очного и
дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на четыре четверти: 4 класс – 34 ч.
Программа построена на основании современных научных представлений о
физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает
особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Формы занятий: Внеурочная деятельность реализуется в виде экскурсий,
видеоэкскурсий, викторин, конкурсов, проектов, творческих работ. Для организации
занятий используется филиал городской детской библиотеки, краеведческий музей.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса являются:
осознание себя жителем республики, чувство ответственности за сохранение
её природы;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте
единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий
России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и
принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в
себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных
моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
Метапредметными результатами изучения курса являются:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную
деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно)
закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни
человека;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в
городе (селе) и др.);
способность работать с разными видами текстовой информации, с моделями
изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение преобразовывать информацию в соответствии с решаемой задачей
умение находить нужную информацию в различных источниках, адекватно
ее воспринимать
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать,
классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего
мира;
Формы подведения итогов освоения программы:
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- разноуровневые тестовые работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам,
защита творческих и исследовательских проектов.
- рост познавательной активности у ребят;
- увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой
работой.
- повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории,
культурологи, экологии родной республики.
Содержание курса
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера,
которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие
впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко
остаются в памяти человека на всю жизнь. Региональный материал близок и интересен
детям, т.к. всё, что изучается, находится вокруг них, рядом. И всё непосредственно касается
их жизни и жизни близких им людям.
В блоке выдержаны основные направления программы:
Волшебный край – Хакасия моя.
Хакасия - край мой. Символы Хакасии. Национальная одежда хакасов, украшения.
Хакасские народные игры.
Города Хакасии.
Абакан – столица Хакасии. Черногорск – город угольщиков. Абаза – жемчужина Хакасии.
Сорск – город молибдена. Защита проектов. СШГЭС - самая мощная электростанция в
мире. Мой город – Саяногорск.
Культурное наследие хакасского народа.
Хакасские народные сказки. Хакасские национальные музыкальные инструменты. Поэты,
художники, артисты, певцы Хакасии. Экскурсия в краеведческий музей города
Саяногорска.
Природа Хакасии.
Растительный и животный мир Хакасии. Красная книга Хакасии. Кедр – земное золото
Хакасии. Заповедники Хакасии. Семейный праздник «Волшебный край мой – Хакасия
моя».
Тематическое планирование.
№
п/п
Название раздела
Количество часов
1.
Волшебный край – Хакасия моя.
3ч
2.
Города Хакасии
14ч
3.
Культурное наследие хакасского народа
10ч
4.
Природа Хакасии.
7ч
Итого
34ч