МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. Саяногорска
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_______ /Куриленок И.А./
Протокол № 1
от «31» августа 2023 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы
по ВР МБОУ СОШ №6
________/Козарез О.Ю./
«31» августа 2023 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ №6
________ / Богданова О.В./
Приказ №
от «31» августа 2023 г.
цифровой подписью:
Богданова Оксана Подписано
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.26 09:14:19 +07'00'
Валериевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по русскому языку в 7 В классе
«Учимся писать и говорить правильно»
на 2023-2024 учебный год
Программу составила:
Балашова Татьяна Михайловна
1 квалификационная категория
Саяногорск, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а
также с учетом рабочей программы воспитания ООО МБОУ СОШ№ 6. Данный курс относится к
внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы.
В соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования, утвержденных приказами
Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287, достижение планируемых образовательных
результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность.
Данный курс разработан для детей, испытывающих трудности в освоении русского языка.
Курс «Учимся читать и говорить правильно» актуален. Урок не может вместить все то, что
интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком.
Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для
привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей
создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие
жизненные навыки, учатся грамотно строить высказывания, выразительно читать, соблюдая
правила орфоэпии, самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться
справочной литературой
Цель курса : расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и
потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные
универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
Образовательные:развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную
активность, мышление и коммуникативную культуру;совершенствовать орфографическую и
пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.
Развивающие:развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное
владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень
культуры речи;развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной
деятельности.
Воспитательные:воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку,
приобщение к культуре и литературе русского народа; овладевать культурой
межнационального общения, воспитывать толерантность; формировать социально активную,
конкурентоспособную личность.
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих
общедидактических принципах:
- научности;
- наглядности;
- индивидуального подхода к учащимся;
- последовательности и систематичности в изложении материала;
- преемственности и перспективности в усвоении знаний;
- связи теории с практикой;
- доступности;
- занимательности.
Использование программы: программа может реализоваться в течение учебного года.
Отбор учебного материала для программы подчинен общей цели предпрофильного обучения
в общеобразовательных учреждениях и его главным задачам и определяется следующими
принципами:
- выбор упражнений соотнесен с требованиями федерального компонента государственного
стандарта общего образования;
- курс не ставит задачи полного повторения всех изученных ранее орфографических правил,
поэтому отбор материала обусловлен необходимостью развития навыков самостоятельной
работы с текстами.
В программу включены лишь те темы, которые представляются наиболее важными для
рассмотрения тех или иных орфографических, орфоэпических правил
Эффективность программы Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои
знания, потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и
систематизировать важнейшие сведения по орфографии русского языка и культуре речи,
умению правильно строить диалогическую и монологическую речь, умению читать
выразительно
Планируемый результат: умение грамотно писать и выразительно читать,формулировать
собственное мнение и позицию,умение выделять главное и второстепенное в тексте,
выстраивать последовательность событий. Учитывать разные мнения. Аргументировать свою
точку зрения. Задавать вопросы. Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль
и оказывая взаимопомощь.Адекватно использовать языковые и речевые средства. Строить
логическое рассуждение.Объяснять явления, процессы.
Форма организации занятий: основная форма организации учебных занятий - практические
занятия.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся
тренировочные упражнения;
практикум;
работа со словарями;
тестовые задания;
викторины, творческие работы;
исследовательская и проектная деятельность.
Формы контроля: контрольно-тренировочные задания, тесты, работа с текстами,
самостоятельные, домашние, контрольные работы.
В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.
Итоговое занятие курса, предполагающее обобщение и систематизацию изученного об
орфограммах и закрепление умения учащихся, проводится в форме практического
контрольного занятия. Включает семинар и письменную проверочную работу.
Учебное время: на изучение курса отводится 34 часа.
Содержание и формы организации курса
Организационное занятие. Дорога к письменности(1ч)
Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения
занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются
анкеты. Лекция«Дорога к письменности».(1ч)
Раздел 1
Тайны русского слова (Лексика. Фразеология)-7 час
Тема 1. Язык – вековой труд поколений (2ч).
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.
Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском
языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи,
грамоте.Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине».
Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.)
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Творческая работаисследование «Об одном только слове».
Тема 3. Не все годится, что говорится. (2ч.)
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов.
Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?»
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений
в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».
Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.)
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы.
Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Фразеологизмы в
художественных произведениях. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?»
Проект «Перлы, самородки и самоцветы родного языка».
Раздел 2
Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия) -3 час.
Тема 1. Каков человек, такова его и речь.(3 ч.)
Орфоэпические нормы русского языка. Произношение некоторых групп согласных в
русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета. (1ч.)
Раздел 3
Загадки русского словообразования
(Морфемика. Словообразование. Этимология) -9 ч.
Тема 1. «С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском
языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Сказочные
превращения. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных»
деревьев».
Тема 2. Различай и отличай. (2 час.). Приставки-труженицы. Опасные согласные в
приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные
упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.
Тема 3. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? (2 час.)
Командиры в корнях слов. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует
ударение, командует значение слова. . Командира приказ — закон для нас или кто командует
корнями?
Проект «Кто командует корнями?» (Альбом правил русского языка)
Тема 4. Что в имени тебе моем? (2ч.) Устный журнал «История появления имён,
отчеств и фамилий в русском языке». Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о
происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита
проекта «Имена и фамилия моей семьи».
Раздел 4
Секретыморфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) – 7ч.
Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4 час)
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи
существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир
«Узнай меня!».
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.Проект «Ребусы – «гимнастика ума».
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
Тема 2. Нет той тайны, чтобы не была явна. (3 ч.)
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы.
Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой.
Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.
Раздел 5
Речевой этикет -6ч.
Тема 1. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1 ч.)
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость,
содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение
слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная
эмоциональность.
Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
Тема 2. В многословии не без пустословия. (2ч.)
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений
языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала,
расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.Проект
«Типы речевых ошибок школьников».
Тема 3. По речи узнают человека. (2ч.)
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания
речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в
теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса,
эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и
участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями,
попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя
говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».
Лингвистический бой «Знатоки речи». (1ч.)
Раздел 6
Итоговое занятие. (1ч.)
Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»
Задача данного курса – устранить пробелы в знаниях учащихся, повысить грамотность.
Курс рассчитан на 34 часа.
Курс имеет практическую направленность. Работа над вопросами теории – необходимое
звено для осознанного овладения научной информацией и разумного применения
полученных сведений в практической деятельности.
Учащиеся, посетившие данный курс, должны повысить свою грамотность. Решить эту
задачу помогут предлагаемые формы работы: тестирование и анализ тестов,
мониторинговая работа, самоконтроль, самоанализ, самодиагностика, мозговой штурм.
На семинарском занятии, где планируется обсудить основные вопросы, рассмотренные
в ходе работы, учащиеся должны продемонстрировать свое умение отбирать и излагать
информацию по определенному вопросу теории на достаточном научном уровне.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе. Предполагается выполнение
разноуровневых заданий: тестовый контроль, контрольная работа, творческая переработка и
подача материала. Таким образом, работа, осуществляемая учащимися во время занятий и дома,
организуется по традиционным учебникам, заданиям индивидуального и дифференцированного
характера.
Курс будет считаться завершенным успешно, если будет выполнена контрольная работа,
проверяющая уровень обученности каждого учащегося.
Информационное обеспечение программы
Литература для учителя
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001
3. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 2009.
4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю.
Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие
для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
7. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 2011г.
8. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.
9. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
10. Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. –
2004. - №6.
11. Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №47.
12. Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №46.
13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для обучающихся
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.
2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.
3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.
4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.
5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.
7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий.
Интернет-ресурсы
Словари
1. http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка
2. http://www.megakm.ru –Толковый словарь русского языка Ожегова
3. http://www.slovari.ru –Русские словари (Институт им. Виноградова)
4. http://www.gramota.ru–Онлайновые словари (орфографический, орфоэпический, толковословообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры
1. http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме онлайн
2. http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»
3. http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»
4. http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами
5. http://капканы-егэ.рф – справочные материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, работа с текстами
Методические материалы
1. http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа»
2. http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).
3. http://www.rus.1september.ru — электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду
на урок русского языка».
4. http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова»
5. http://www.ruscenter.ru — РОФ «Центр развития русского языка».
6. http://www.center.fio.ru — мастерская «В помощь учителю. Русский язык» Московского центра
интернет-образования
7. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
8. http://www. radostmoya.ru – образовательные проекты, анимационные фильмы
9. http://www.proshkolu.ru – методические материалы к урокам, презентации, музыка, фильмы
10. http://novaya-shkola.su – методические материалы, мастер – классы, форум, курсы повышения
квалификации
Курс «Учимся читать и говорить правильно» 7 В класс
Календарно -тематическое планирование
№
п/п
Ко
лво
ча
со
в
7
Тема
Тайны русского слова (Лексика. Фразеология)-7 час
Тип
занятия
Лекция,
практикум
Язык – вековой труд поколений
1
2
1
Язык – вековой труд поколений
Лекция,
практикум
3
1
Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.
1
Не все годится, что говорится.
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
4
Дата Дата
план факт
5
1
6
1
7
1
3
8
«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». Лекция,
практикум
«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». Лекция,
практикум
Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?»
Лекция,
практикум
Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия) -3 час.
Лекция,
Каков человек, такова его и речь.
практикум
1
Орфоэпические нормы русского языка.
9
1
10
1
9
11
12
1
1
13
1
14
1
15
1
16
1
17
1
18
1
19
1
20
1
21
1
22
1
23
1
24
1
25
1
26
1
Произношение некоторых
литературном языке.
групп
согласных
в
русском
Загадки русского словообразования
Лекция,
(Морфемика.Словообразование. Этимология) -9 ч.
практикум
«С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту
жительства в русском языке.
Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
Сказочные превращения.
. Различай и отличай. (2 час.). Приставки-труженицы. Опасные
согласные в приставках.
Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные
упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов,
ребусов.
Лекция,
практикум
Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?
Что в имени тебе моем? Устный журнал «История появления имён,
отчеств и фамилий в русском языке».
Что в имени тебе моем? Устный журнал «История появления имён,
отчеств и фамилий в русском языке».
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) – Лекция,
7ч.
практикум
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум.
Употребление
в
речи
существительных,
прилагательных,местоимений,числительных. Грамматический
турнир «Узнай меня!».
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.Проект «Ребусы –
«гимнастика ума».
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Лингвистическая
игра «Неизвестное
об
известном»
на
распознавание частей речи.
Нет той тайны, чтобы не была явна.
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы.
Анаграммы.
Лингвистические
загадки.
Лингвистические
кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой.
Знакомство с жанром лимерика.
Создание лимериков по школьной тематике
27
1
Речевой этикет -6ч.
Лекция,
Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Телефонный разговор. практикум
Общие правила телефонного разговора.
28
29
1
В многословии не без пустословия. Многословие. Речевая
избыточность и речевая недостаточность.Плеоназм. Скрытая
тавтология.
30
1
Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор
материала, расположение материала, словесное оформление мысли,
запоминание
31
1
По речи узнают человека. Как поддержать разговор. Сценарий
диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с
собеседником.
32
1
Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от
ситуации и участников общения. Темы, используемые для
поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в
определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».
33
1
34
1
Лингвистический бой «Знатоки речи». Защита проектов
контороль