Проектно-исследовательская деятельность 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Рассмотрено:
руководитель ШМО
_________/Лышко Ю.В./
Протокол №1
от «31» августа 2023г.

Согласовано:
зам.директора по УВР
МБОУ СОШ № 6
_________/Лавор И.В./
Протокол №1
от «31» августа 2023г.

Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/О.В. Богданова
Приказ № 225
от «31» августа 2023г.

Богданова
Оксана
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Богданова
Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.26 09:12:57
+07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Исследовательская и проектная деятельность»
8 класс

Программу составил(а):
Середенко Анастасия Дмитриевна

Саяногорск, 2023

1.Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа внеурочной деятельности «Исследовательская и проектная
деятельность» для 8 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта
основного общего образования, Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2018, Программы
«Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность: Москва «Просвещение»,
2018, авторской программы Г.Б. Голуб, Е.А Перелыгиной, О.В.Чураковой «Метод проектов –
технология компетентностно-ориентированного образования».
Данная программа предназначена для изучение основ проектирование обучающимся
основной общеобразовательной школы.
Содержание программы ориентирована на формирование у них навыков научной
творческой деятельности исследовательской грамотности.
Проектно-исследовательская
деятельность
является
средством
освоения
действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с
информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой
деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений,
субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере
дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории
участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для
работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития
творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих
потребностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного
типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания
и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах,
колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно-ориентированный, деятельностный подходы
Данная рабочая программа создана для работы в 8 классах. Возраст 14-15 лет
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися,
интересующимися проектной и исследовательской деятельностью и направлена на формирование у
них умения поставить цель и организовать её достижение, на формирование креативных и
коммуникативных качеств.

Общие цели курса:
 создание условий, способствующих развитию проектных и исследовательских умений;
 приобретение
навыков информационного самообеспечения учебной
и
самообразовательной деятельности учащихся.
Задачи курса:
 формирование способности к проектированию и проведению учебного исследования;
 способствовать освоению рациональных приемов и способов самостоятельного
ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
 изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления
результатов самостоятельной проектной и исследовательской деятельности;

 развитие критического мышления, необходимого при самостоятельной работе с
информацией;
 формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развивать умения
самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои
действия с действиями партнеров по совместной деятельности);
 способствовать формированию позитивной самооценки и взаимоуважения, социально
адекватных способов поведения.
Описание места учебного курса «Исследовательская и проектная деятельность» в
учебном плане
Учебный курс «Исследовательская и проектная деятельность»входит в раздел учебного
плана по внеурочной деятельности, направление – «Проектная деятельность».
Сроки реализации рабочей программы по внеурочной деятельности для 8 класса- 1
учебный год (35 учебных недель)
Данная рабочая программа рассчитана на преподавание учебного курса в 8 классе в
объеме: 1 час в неделю (35 учебных недель).
Рабочая программа исследовательской и проектной деятельности обучающихся является
средством реализации требований ФГОС к личностным и метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы достижения
метапредметных результатов у учащихся и предлагает практическое подходы для
совершенствования организационно-педагогических условий реализации данной программы.
Программа направлена на дальнейшее развитие творческих способностей обучающихся,
совершенствование их культуры исследовательской и проектной деятельности,
систематизацию представлений и получение позитивного социального опыта,
совершенствование умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты
(продукты) такой деятельности.

2.Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса являются:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.


Метапредметными результатами изучения курса являются:
Регулятивные:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
 различать способ и результат действия.
Познавательные:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета;

 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах.
Коммуникативные:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.

Предметными результатами изучения курса являются:
Ученик научится:
 выделять объект исследования;
 разделять учебно-проектную деятельность на этапы;
 выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
 анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, работать в группе;
 работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
преобразовывать из одного вида в другой, пользоваться словарями, энциклопедиями и
другими учебными пособиями;
 планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять
результаты своей деятельности в различных видах;
 работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами
и каталогами.
Ученик получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и интернета;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 осуществлять самостоятельно компоненты.

3.Содержание курса

Название
раздела

Колво

Формы организации и вид деятельности

часов

Введение в мир
науки

2

Понятие об
исследовательс
кой
деятельности

5

Работа с
литературными
источниками

9

Методы
эмпирического
исследования

6

Знать роль науки в современном мире.
Уметь использовать приобретенные знания.
Знать жизнь и деятельность выдающихся исследователей
прошлого и современности.
Лекция
Беседа
Взаимоконтроль
Практическая работа
Усвоение общих представлений об исследовательской
работе.
Уметь определять объект и предмет изучения в
исследовательской работе.
Усвоение приобретенных знаний о понятии
исследовательская работа
Усвоение навыков работы по парам
Умение выполнять действия по заданному алгоритму.
Научиться выдвигать обоснованную гипотезу
Лекция
Взаимопроверка
Беседа
Практическая работа
Уметь работать с основными источниками получения
информации.
Знать правила составления алгоритма
информационного поиска
Знать алгоритм работы библиотечных каталогов и
алгоритм работы с интернет ресурсами по ключевому
слову
Усвоение правила оформления списка литературы и
использованных электронных источников
Лекция
Беседа
Практическая работа
Устный опрос
Понимание методов исследований: экспериментальный,
описательный, сравнительный, статистический,
моделирования, микроскопический, мониторинг и т.д.
Умение определять проблему, выдвигать гипотезы
Уметь составлять таблицы и диаграммы в Excel.
Проводить обработку результатов исследования
Уметь оформлять результаты проектно-исследовательской
работы
Лекция
Беседа
Практическая работа
Самоконтроль

Публичная
защита работы

9

Умение составлять письменный отчет: доклад, сообщение,
реферат, проект
Развитие самостоятельности в составлении вопросов для
обсуждения
Уметь составлять план доклада по теме исследования
Конференция
Презентация
Самоконтроль
Взаимоконтроль

Конференция

3

Защита проектов

4.Тематическое планирование
Название раздела
№

Кол-во часов
на изучение
раздела

Кол-во
творческих
работ

Кол-во
практических
работ

1

Введение в мир науки

2

1

2

Понятие об
исследовательской
деятельности

5

3

3

Работа с литературными
источниками

9

5

4

Методы эмпирического
исследования

6

2

5

Публичная защита работы

9

3

6

Конференция

3

4

34 часов

4

Всего

Календарно-тематическое планирование

14

№
п/
п

Название раздела
и темы урока

Кол-во
часов

Период Примечани
проведения
е

1.

Введение
«Проектно исследовательская деятельность».
Определения цели и задач курса.

1

2.

Разработка замысла проекта.

1

2 неделя

1

3 неделя

1

4 неделя

1

5 неделя

3.
4.
5.

Содержание проектно-исследовательской
деятельности
Научный факт, гипотезы, учебно познавательной
работы.
Выдвижение гипотезы проектно исследовательской
деятельности

1неделя

6.

Обсуждение гипотез

1

6 неделя

7.

Обсуждение гипотез

1

7 неделя

8.

Основные источники получения информации.

1

8 неделя

9.

Этапы информационного поиска

1

9 неделя

10. Этапы информационного поиска

1

10 неделя

11. Определение информационного запроса
Поиск информации по ключевому слову в
12.
библиотечных каталогах

1

11 неделя

1

12 неделя

13. Поиск информации в Интернет по ключевому слову.

1

13 неделя

14. Поиск адреса необходимого сайта.
Справочно-поисковый аппарат
15.

1

14 неделя

1

15 неделя

1

16 неделя

17. Методы исследования
Формы организации
18. экспериментальной работы

1

17 неделя

1

18 неделя

19. Технология составления сводных таблиц и диаграмм
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,
20.
обобщение, абстрагирование.

1

19 неделя

1

20 неделя

21. Обработка результатов исследования

1

21 неделя

22. Методика оформления результатов
23. Структура и содержание письменного отчета

1

22 неделя

1

23 неделя

1

24 неделя

1

25 неделя

1

26 неделя

1

27 неделя

1

28 неделя

16.

Справочно-поисковый аппарат

24. Правила оформления письменного отчета
25. Обсуждение проектов письменного отчета
26. Содержание визуального отчета
27. Содержание визуального отчета
28. Структура устного доклада

29. Правила составления устного доклада
30. Разработка вопросов дискуссии

1

29 неделя

1

30 неделя

31. Составление плана устного доклада
32. Защита проектов

1

31 неделя

1

32 неделя

33. Защита проектов
34. Защита проектов

1

33 неделя

1

34неделя

Приложение 3
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение:
1 А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России: учебное издание. – М. : Просвещение, 2010
2 Ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. Фундаментальное ядро содержания общего
образования
– М.: Просвещение, 2009
3 А.В. Леонтович, А.С. Савичев. Исследовательская и проектная деятельность школьников.
М.: «ВАКО», 2014
4 Сост. Е. С. Савинов. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011
5 Сост. Е.А. Якушкина, Т.Г. Попова, Е.В. Трахина, Т.И. Типикина. Биология. 5-9 классы:
проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2009
6 В.Н. Янушевский. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы.
Методическое пособие для учителей и руководителей школ. – М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2015


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.