Информационная культура 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
Рассмотрено:
руководитель ШМО
_________/_____________/
ФИО
Протокол №____
от «__»________2023г.

Согласовано:
зам. директора по ВР
МБОУ СОШ № 6
___________/_Козарез О.Ю./
ФИО
от «__»________2023г.

Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/О.В.Богданова
Приказ № ____
от «__»________2023г.
Богданова Оксана
Валериевна

Подписано цифровой подписью:
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.26 08:51:31 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся 8 класса
"Информационная культура"
____34__ часа
__2023-2024 уч.год___

Программу составила:
Горохова Галина Анатольевна,
1к/к

Саяногорск, 2023 г

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Информационная культура»
разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы ООО, а также с учетом Рабочей программы воспитания ООО МБОУ СОШ№6.
Актуальность выбора
Актуальность разработанной программы продиктована тем, что большинство
выпускников школ испытывают трудности при учебе в высших и средних специальных
учебных заведениях: они не умеют записывать лекции за преподавателем, не способны
читать литературу в больших объёмах, у них возникают сложности при подготовке и
правильном оформлении конспекта или реферата. Однако современный человек должен не
только уметь читать, писать, но и обладать функциональной грамотностью, дающей
возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить
для себя, сделать ее полезной. Специалистом сегодня считается уже не тот, кто раз в жизни
научился что-то делать как следует. Наши выпускники должны будут постоянно усваивать
новые знания, объем которых удваивается каждые полтора года. Таким образом, в условиях
новой экономики выпускники должны быть готовы к кардинальным изменениям в своей
профессиональной деятельности несколько раз в течение жизни. Следовательно, для всех них
возрастает необходимость постоянного погружения в новую информацию, обновления
знаний, повышения квалификации, освоения новых видов деятельности. Серьёзное решение
этих проблем невозможно без глубокого овладения постоянно возрастающими объемами и
потоками разнообразной информации.
Поэтому столь важным представляется проведение занятий в основной школе по
повышению информационной культуры учеников.
Цель программы: формирование у учащихся знаний, умений и навыков
информационного обеспечения их учебной деятельности для успешной самореализации в
условиях информационного общества.
Основные задачи программы:
- освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска
информации в соответствии с возникающими в ходе обучения потребностями
научить детей ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для успешной
учебы
знание основных типов информационных запросов и технологию их выполнения
изучение структуры и назначение системы каталогов и картотек библиотеки, сформировать
представление о библиотеке как информационно-поисковой системе
обучение информационному самообслуживанию в библиотеке
III. Место курса
Класс
Всего
Аудиторные
Внеаудиторные
8
34
14
20
IV. Ценностные ориентиры
Ценность знаний - занятия кружка предусматривают освоения рациональных приемов
работы с источниками информации, что позволит участникам усвоить большее количество
знаний с меньшими временными затратами.
Планируемые результаты

Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета готовить своё выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной форме
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и
явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
- владение базовым понятийным аппаратом;
- владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их
применением к решению информатических и неинформатических задач
- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе
словарей (учебных, толковых и др.), энциклопедий; сортировка и упорядочивание объектов
по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
- выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или
учебной задачи.

Формы организации учебного процесса: беседы, просмотр презентаций по теме занятий,
выполнение практических заданий, экскурсия, итоговая игра.
Формы контроля реализации программы: выполнение проектов, итоговое занятие-игра.
Содержание программы
 Вводное занятие. «Информационные ресурсы общества и информационная
культура». (4 часа)
Исходные понятия курса «Информационная культура». Первичные документы как
составная часть информационных ресурсов общества. Вторичные документы как
результат аналитико-синтетической переработки информации. Библиотеки, архивы и
органы информации как система организации информационных ресурсов общества.
 Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. (8
часов)
Понятие «информационный поиск». Адресный поиск и алгоритм его выполнения.
Фактографический поиск и алгоритм его выполнения. Тематический поиск и алгоритм его
выполнения. Библиотека как информационная система.

Аналитико-синтетическая переработка источников информации. (8 часов)
Логико-психологические основы чтения. Принципы построения и структура текстов.
Ознакомление с видами переработки и сокращения текста. Рациональные приёмы работы
с текстом.
Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной
работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности. (8 часов)
Основные приемы и технология работы над докладом, рефератом по заданной теме:
уточнение целей и задач предстоящей работы, её объёма и сроков исполнения,
определение критериев отбора литературы
(типы и виды необходимых источников, хронологический охват и т. п.)
Информационная культура и новые информационные технологии (4 часа)
Признаки информационного общества. Требования к информационной культуре личности
в условиях информационного общества. Правовые и этические аспекты использования
новых информационных технологий.
Понятие о базах и банках данных, их месте в структуре автоматизированных
информационных ресурсов.
Понятие об информационных сетях и системах.
История Internet. Структура Internet. Использование телекоммуникационных технологий
в решении задач учебной деятельности.
Итоговые мероприятия. (2 часа)
Экскурсия в центральную городскую библиотеку. Знакомство с работой информационнобиблиографического отдела.
Зачетное занятие по курсу игра «Информина»
Тематическое планирование

№
п/
п

Тема

1.

Вводное
+
занятие.
«Информацион
ные ресурсы
общества и
информационн
ая культура»
Первичные
документы как
составная часть
информационн
ых ресурсов
общества.

2.

3.

4.

5.

6.

Аудит Внеаудиторные занятия Характеристика
Форма
орные
основных видов
деятельности
заняти
деятельности
я
«Информационные ресурсы общества и информационная культура» (4 часа)

+

Вторичные
документы как
результат
аналитикосинтетической
переработки
информации.

+

Библиотеки,
архивы и
органы
информации
как система
организации
информационн
ых ресурсов
общества.

+

Исходные понятия
курса
«Информационная
культура».
Определение
понятий «документ»,
«издание».
Классификация
документов по
различным
основаниям: форме
представления
информации, широте
распространения
информации,.
Основные виды
изданий.
Краткая
характеристика
основных типов
литературы.
Понятие о
первичных и
вторичных
документах.

Основные типы информационно-поисковых задач
и алгоритмы их решения (8 часов)
Адресный
+
Отработка
поиск и
алгоритмов поиска
алгоритм его
по различным типам
выполнения.
запросов,
возникающих в
Фактографичес
+
процессе учебы.
кий поиск и
Ознакомление с
алгоритм его
каталогами,
выполнения.

Беседа,
просмотр
презентации,
практическая
работа.

Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.

Тематический
поиск и
алгоритм его
выполнения
8. Библиотека как
информационн
о-поисковая
система.
9. Выполнение
проектов
10. Выполнение
проектов
11. Выполнение
проектов
12. Выполнение
проектов
7.

9.

10.

11.

12.

13.

+

+

картотеками и
справочнобиблиографическим
и изданиями
библиотеки.

Практическая
работа
Практическая
работа

+
+
+
+

Первичные
+
документы как
объекты
аналитикосинтетической
переработки
Логическая
структура
текста и
свойства текста
как объекты
аналитикосинтетической
переработки.
Логико+
психологическ
ие основы
чтения.
Основные
приёмы
интеллектуальн
ой работы с
текстами
учебных и
научных
документов.
Формализован
ный метод
анализа
учебных и

Аналитико-синтетическая переработка
источников информации(8 часов)
Логикопсихологические
основы чтения.
Принципы
построения и
структура текстов.
+
Ознакомление с
видами переработки
и сокращения текста

Беседа.
Самостоятель
ное чтение.

Беседа.
Практическая
работа

Рациональные
приёмы работы с
текстом.
Беседа.
Самостоятель
ное чтение.
+

Беседа.
Практическая
работа.

+

Беседа.
Практическая
работа

научных
текстов.
14. Формализован
+
Беседа.
ный метод
Практическая
подготовки
работа
вторичных
документов.
15. Выполнение
+
проектов
16. Выполнение
+
проектов
17. Выполнение
+
проектов
18. Выполнение
+
проектов
Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы
учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности
(4 часа)
19. Технология
+
Основные приемы Беседа.
подготовки
и технология работы Практическая
реферативного
над докладом,
работа.
обзора
рефератом по
литературы.
заданной теме:
уточнение целей и
20. Технология
+
Беседа.
задач предстоящей
подготовки
Практическая
работы, её объёма и работа.
доклада,
сроков исполнения,
реферата.
определение
критериев отбора
литературы
(типы и виды
необходимых
источников,
хронологический
охват и т. п.)
21. Выполнение
+
проектов
22. Выполнение
+
проектов
23. Выполнение
+
проектов
24. Выполнение
+
проектов
25. Выполнение
+
проектов
26. Выполнение
+
проектов
Информационная культура

27. Новые
информационн
ые технологии
как основа
информационн
ого общества.
28. Автоматизиров
анные
информационн
ые ресурсы
29. Телекоммуника
ционные
технологии и
производство
новых видов
информационн
ых продуктов и
услуг.

30. Выполнение
проектов
31. Выполнение
проектов
32. Выполнение
проектов
33

Экскурсия в
центральную
городскую
библиотеку.

и новые информационные технологии (8 часов)
+ Признаки
информационного
общества.
Требования к
информационной
культуре личности в
+ условиях
информационного
общества. Правовые
и этические аспекты
+ использования
новых
информационных
технологий.
Понятие о базах и
банках данных, их
месте в структуре
автоматизированных
информационных
ресурсов.
Понятие об
информационных
сетях и системах.
История Internet.
Структура Internet.
Использование
телекоммуникацион
ных технологий в
решении задач
учебной
деятельности.
+

Беседа.
Практическая
работа.

Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.

+
+
Итоговые мероприятия (2часа)
+ Экскурсия в
Центральную
городскую
библиотеку.

Экскурсия.

34

Итоговое
занятие «Игра
«Информина»

+
Знакомство с
городской
библиотекой.
Подведение итогов.
Повторение
пройденного
материала

Практическая
работа.

Календарно-тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности для учащихся 8 класса
"Информационная культура"
№
Тема урока
урока
п/п
1.
Вводное
занятие.
«Информационные
ресурсы общества и
информационная
культура»
2.
Первичные
документы
как
составная
часть
информационных
ресурсов общества.

3.

4.

5.

Вторичные
документы как
результат аналитикосинтетической
переработки
информации.
Библиотеки, архивы
и органы
информации как
система организации
информационных
ресурсов общества.

Элементы содержания

Дата план

Исходные понятия курса
«Информационная культура».
Определение понятий «документ»,
«издание».

01.09 – 8а, 8д

Понятие о первичных документах.
Классификация документов по
различным основаниям: форме
представления информации,
широте распространения
информации, Основные виды
изданий.
Понятие о вторичных документах.
Основные виды свертывания
информации: библиографическое
описание, выделение ключевых
слов, аннотирование и
реферирование.

08.09 - 8а, 8д
12.09 - 8в

Место библиотек, архивов и
органов информации в
общегосударственной системе
научно-технической информации.
Информационные задачи,
решаемые различными видами
библиотек. Информационные
продукты и услуги,
предоставляемые библиотеками и
органами информации.
Основные
типы Адресный поиск как проявление
информационнопотребности в определенном
поисковых задач и (конкретном) документе.
алгоритм
их Библиографическое описание как
выполнения.
«паспорт» документа. Алфавитный
каталог как средство адресного
библиотечного поиска.

05.09 – 8в
06.09 – 8г
07.09 – 8б

13.09 - 8г
14.09 - 8б

15.09 - 8а, 8д
19.09 - 8в

20.09 - 8г
21.09 - 8б

22.09 - 8а, 8д
23.09 - 8в

24.09 - 8г
25.09 - 8б

29.09 - 8а, 8д
03.10 - 8в

04.10 - 8г
05.10 - 8б

Дата факт

6.

7.

Адресный поиск и Понятие об адресном поиске.
алгоритм
его
выполнения.

06.10 - 8а, 8д
10.10 - 8в

Практическое
занятие.

13.10 - 8а, 8д
17.10 - 8в

Адресный поиск

11.10 - 8г
12.10 - 8б

18.10 - 8г
19.10 - 8б

Фактографический
Понятие о фактографической
поиск и алгоритм его информации. Справочные издания
выполнения.
как
источник фактографической
информации. Основные типы
справочных изданий.
Энциклопедические издания:
научные, научно-популярные,
универсальные отраслевые и др.
Практическое
Фактографический поиск.
занятие.

20.10 - 8а, 8д
24.10

10.

Тематический поиск
и алгоритм его
выполнения

10.11

11.

Практическое
занятие.

8.

9.

12.

Библиотека как
информационнопоисковая система.

13.

Практическое
занятие

Тематические запросы как
выражение информационной
потребности школьников при
написании рефератов, докладов,
сочинений и т.д. Правила
формулировки тематических
запросов, понятие о предмете и
аспекте поиска информации.

27.10

17.11

Тематический поиск
Структура библиотеки как
информационно-поисковой
системы. Понятие о справочнобиблиографическом аппарате,
системе каталогов и картотек
библиотеки, их роли в обеспечении
полноты и точности
информационного поиска.
Особенности разыскания
отдельных видов документов: книг,
статей, периодических и
продолжающихся изданий, нот,
карт, краеведческих и др.
документов.

24.11

01.12

14.

15.

Аналитикосинтетическая
переработка
источников
информации.
Первичные
документы
как
объекты аналитикосинтетической
переработки
Практическое
занятие.

16.

Логическая
структура текста и
свойства текста как
объекты аналитикосинтетической
переработки.

17.

Практическое
занятие.

18.

Логикопсихологические
основы чтения.

19.

Практическое
занятие.

20.

Основные
приемы
интеллектуальной
работы с текстами
учебных и научных

Понятие о структуре и
конструктивных особенностях
учебных, научных и справочных
изданий. Роль и значение
отдельных компонентов учебника.
Справочный аппарат учебных,
научных и справочных изданий.

08.12

Поисковые средства первичных
документов. Виды
вспомогательных указателей:
алфавитно-предметные, именные,
формульные, патентные,
нумерационные и др.
Свойства учебных и научных
текстов как объектов смыслового
анализа и аналитико-синтетической
переработки. Свойства текста:
членимость, целостность,
вариативность, избыточность.
Смысловые единицы текста.
Формальные текстовые признаки,
используемые для выражения
логических связей в тексте.
Использование свойств текста в
целях аналитико-синтетической
переработки и свертывания
информации.
Чтение как сложный
интеллектуальный процесс. Цели и
способы чтения. Виды чтения:
ознакомительное, изучающее,
реферативное. Аналитическое и
критическое чтение. Способы
концентрации внимания при
чтении.
Мыслительные приемы,
обеспечивающие понимание
читаемого текста. Сортировка
материала и выделение
существенного смыслового
содержания.
Способы записи прочитанного:
план, выписки и цитаты, тезисы,
рефераты, резюме, конспекты.
Понятие о простом и сложном

15.12

22.12

12.01

19.01

26.01

02.02

документов.

плане анализируемого документа.
Правила оформления цитат,
указание источника цитирования.

Правила составления реферата.
Логическая схема составления
реферата. Правила составления
конспекта.
Формализованный
Определения понятия
метод
анализа «формализация» и
учебных и научных «формализованный анализ
текстов.
документа». Методика
формализованного анализа
научных документов с целью
извлечения наиболее
информативных фрагментов текста.
Практическое
Формализованный анализ учебных
занятие.
документов.

09.02

Технология
подготовки
реферативного
обзора литературы.

Понятия «обзор», «обзорная
информация». Особенности
составления обзора как метод
аналитико-синтетической
переработки информации. Виды
обзоров. Реферативный обзор:
сущность, назначение,
отличительные особенности.
Основные этапы подготовки
реферативного обзора.
Практическое
Построение плана аналитического
занятие.
обзора. Формирование глав и
параграфов обзора. Составление
текста реферативного обзора,
Технология
Основные этапы работы над
подготовки доклада, докладом, рефератом по заданной
реферата.
теме: уточнение целей и задач
предстоящей работы, ее объема.
Поиск литературы по теме с
помощью справочной литературы и
т.д.
Практическая работа. Составление и оформление
рефератов.

16.03

28.

Практическая работа.

20.04

29.

Практическая работа.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Практическое
занятие.

Составление и оформление
рефератов
Составление и оформление
рефератов

16.02

09.03

23.03

06.04

13.04

27.04

30.

Новые
информационные
технологии
как
основа
информационного
общества.

31.

Автоматизированные
информационные
ресурсы.

32.

Телекоммуникационн
ые технологии и
производство новых
видов
информационных
продуктов.

33.

Экскурсия
Центральную
городскую
библиотеку.

34.

Итоговое занятие.

Дата
25.05– 8Г

Понятия «информационная
технология» и «новая
информационная технология».
Требования к информационной
культуре личности в условиях
информационного общества.
Правовые и этические аспекты
использования новых
информационных технологий.
Понятие о банках данных, их месте
в структуре автоматизированных
информационных ресурсов.

04.05

11.05

Информационные сети и системы.
Структура Internet. Характеристика 18.05
информационных ресурсов Internet.
Использование
телекоммуникационных
технологий в решении задач
учебной деятельности.
в Знакомство с работой
информационно25.05
библиографического отдела и
системой каталогов и картотек
Центральной городской
библиотеки.
Игра «Информина»
25.05

Примерный график проведения контроля
№ урока п/п
Вид работы
Тема
34
Игра «Информина» Итоговая игра по курсу
«Информационная культура»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».