МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г.Саяногорска
Рассмотрено:
Руководитель ШМО
_________/Сабитова С.И.
ФИО
Протокол № 1
от « 31 » августа 2023 г.
Согласовано:
замдиректора по ВР
МБОУ СОШ № 6
_________/Козарез_О.Ю
ФИО
от « 31 » августа 2023г.
Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/Богданова О.В
Приказ № 225
от «31» августа 2023г.
Богданова
Оксана
Валериевна
Подписано цифровой
подписью: Богданова
Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.28 16:12:10
+07'00'
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Математическая шкатулка»
5 класс
срок реализации 1 год
на 2023-2024 учебный год
Программу составила
Федорова В.А.
Учитель математики 1КК.
г.Саяногорск, 2023
Пояснительная записка
Программа курса «Математическая шкатулка» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, а также с учётом рабочей программы воспитания ООО МБОУ СОШ №6.
Данный курс
Организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное
время, позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество успеваемости,
активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес
к изучению математики.
Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на
формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать
логические выводы, на расширение кругозора учащихся, рассчитана на 34 часа, 1 час в
неделю.
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний
учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для
учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи
по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала.
Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у
обучающихся. Включенные, в программу задания позволяют повышать образовательный
уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего
развития.
Отличительные особенности данного курса состоят в том, что этот курс
подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное
развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к
решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как
составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические
игры, викторины, проблемные задания и т.д.
Цель программы:Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Задачи:
Привитие интереса учащихся к математике.
Отрабатывать навыки решения нестандартных задач.
Воспитание настойчивости, инициативы.
Развитие математического мышления, смекалки, математической логики.
Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений
учащихся и повышение их общей культуры.
Развитие у учащихся умений действовать самостоятельно (работа с сообщением,
рефератом, выполнение творческих заданий).
Создать своеобразную базу для творческой и исследовательской деятельности
учащихся.
Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения,
пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
Формы и методы проведения занятий
Изложение теоретического материала внеурочных занятий может осуществляться с
использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа,
демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, а также интернет ресурсов.
При проведении занятий по курсу на первое место выйдут следующие формы
организации работы: групповая, парная, индивидуальная.
Методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские,
тренинги.
Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам,
развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала
может осуществляться с использованием активных методов обучения.
Важным условием организации процесса обучения на внеурочных занятиях
является выбор учителем рациональной системы форм и методов обучения, её
оптимизация с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня математической
подготовки, а также специфики образовательных и воспитательных задач.
Формы организации деятельности обучающихся:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- коллективная творческая деятельность,
- работа над проектами,
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;
- конкурсы, турниры.
Формы контроля: устный счет, проверочная работа, самостоятельная работа,
тестовая работа, практическая работа, тестирование,олимпиада.
Общая характеристика курса
Обучение детей организуется в форме игры, обеспечивающих эмоциональное
взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора
ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное
место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на
понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и
ценностью, способен к непрерывному развитию.
Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой
общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и
представляют собой «заделы» на будущее, так как именно в этот период складывается
потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития
ребёнка.
Задачи
данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными
областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и
сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует
стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в
своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому
курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у
них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное
беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём
развитии.
Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию
познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической
и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия
носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное
внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка,
развитие и
совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей
личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и
мышление.
Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса:
Личностными результатами изучения курса «Математическая шкатулка» являются
формирование следующих умений и качеств:
развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие,
инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием
математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять
перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических
рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с
натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными
и отрицательными числами;
сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
формировать представление о математической науке как сфере человеческой
деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
определять возможные источники необходимых сведений, анализировать
найденную информацию и оценивать ее достоверность;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения
своих целей;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
даватьопределенияпонятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Предметные результаты.
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения,
решать задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой.
Содержание курса «Математическая шкатулка» для 5 класса
5 класс
Общее число часов – 34 ч.
Задачи –шутки (6ч.), разрезание и перекладывание фигур ( 3 ч.), затруднительные
положения(6 ч.), волшебные квадраты( 3 ч.), задачи требующие большей
сообразительности (6 ч), комбинаторика(4 ч.), игры(6 ч.)
Календарно-тематический план для 5 класса
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Тема урока
Не боги горшки обжигают
Забавные исчезновения и остроумный дележ
Числа - великаны
Рождение счета
Поговорим о нуле
Любопытные особенности некоторых чисел и действий с
ними
Геометрия путешествий
Игра «Волшебное число»
Круги Эйлера
Графы
Логические задачи и числовые головоломки
Принцип Дирихле
Задачи на переливание
Симметрия
Математический КВН
Божественные числа
Как научиться решать задачи?
Лабиринты
Всяк на свой аршин мерит
На все времена у всех народов
Быстрый счет
Обыкновенные дроби
Среднее арифметическое
Путешествие в страну «Геометрия»
Введение в комбинаторику
Факториал
Теория вероятностей
Случайные события и их вероятность
Теория вероятности вокруг нас
Сказки и старинные истории
Дата план
Дата
факт
31
32
33
34
Удивительный квадрат
Игры со спичками
В поисках самого большого числа
Игра «Поле чудес»
Информационно-методическое обеспечение:
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011г.
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.М.
«Просвещение» 2011г.
3. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002
4. Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности:
Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 1996.
5. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М: Наука, Главная редакция физикоматематической литературы, 1979.
6. Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школьного возраста.
М.: Просвещение, 1981.
7. Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11
классы): Учеб. Пособие, 2-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2000.
8. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-ом
классе. М.: Издательский дом «Искатель», 1999.
9. Седьмой турнир юных математиков Чувашии: 5-11 классы. Чебоксары, 2003.
10. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса.
СПб.: СМИО Пресс, 2002.
11. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003.
12. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.:
Просвещение, 2002.
13. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и
доп. М.: Айрис-пресс, 2004.
14. Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Дрофа,
2003.
15. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб.пособие для
5-6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000.
16. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.:
Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
17. Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийныйпроектор.
Интерактивная доска
18. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Доска магнитная.
Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль.