МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г. Саяногорска
Рассмотрено:
Руководитель ШМО
_________/Курилёнок И.А.
Протокол №1
от «31» августа 2023г.
Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ СОШ № 6
_________/Козарез О.Ю./
от «31» августа 2023г.
Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/Богданова О.В.
Приказ № 225
от «31» августа 2023г.
Богданова Оксана
Валериевна
Подписано цифровой подписью:
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.28 19:16:12 +07'00'
Дополнительная общеразвивающая программа
«Знакомство с миром танца»
Направленность: художественная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 6-12 лет
Срок реализации - 1 год
Составитель:
Петрова Юлия Андреевна.,
Педагог дополнительного образования
Саяногорск 2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка по хореографии художественной направленности
составлена на основе следующих нормативных документов:
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»,
- «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» от
11.12.2006 № 06-1844,
Программа
дополнительного
образования
хореографического
кружка
разработана в соответствии с особенностями ее функционирования с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
Актуальность предмета: занятия хореографией наряду с другими предметами
способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют
эмоциональноволевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и
память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается
пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность
движений.
Занятия хореографией положительно влияют на умственное развитие детей: ведь
каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя
включаться в деятельность. Эти занятия создают благоприятные условия для развития
творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование
произвольного внимания, развитие памяти.
Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие
их художественного вкуса и физического совершенствования.
Основные задачи:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Укрепление здоровья и физических качеств учащихся:
Совершенствование двигательных навыков и воспитания культуры движения.
Формирование правильной осанки гибкости и пластичности суставов
Развитие выразительности и координации движений, умение владеть своим телом.
Формирование умение ориентироваться в пространстве.
Развитие художественно - творческих способностей:
Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность,
расширять кругозор.
Формировать навыки самостоятельного выражения движения под музыку.
Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в
движениях
Развитие умения анализировать и оценивать музыкальные и хореографические
произведения.
Формирование нравственно – коммуникативных качеств учащихся:
Воспитание умения вести себя в группе во время движения
Формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения
со сверстниками и взрослыми; воспитания аккуратности и трудолюбия
Данная рабочая программа рассчитана:
для 1 классов на 136 часов;
для 4 классов 204 часа;
для 5 классов 204 часа.
В хореографический кружок принимаются все желающие без специального отбора.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
1класс
Личностные результаты
Сформированность внутренней позиции ученика, которая находит отражение в
эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению
через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие
эмоционально - ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие
эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и
танцевальной способности.
Метапредметные результаты
•
регулятивные
способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
накопление представлений о ритме, синхронном движении.
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности
•
познавательные
навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация
информации с помощью учителя.
Учащиеся должны уметь:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и
входить в зал организованно;
под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять
прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться),
равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не
мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя
с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
•
коммуникативные
умение координировать свои усилия с усилиями других;
задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
4, 5 класс
Личностные результаты
Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений;
способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения
соблюдения/нарушения моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой
деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого
потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку; позитивная
самооценка своих музыкально - творческих возможностей.
Метапредметные результаты
•
регулятивные
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели
•
познавательные
Учащиеся должны уметь:
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с
характером и построением музыкального отрывка;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно
менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четк о,
организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во
время веселой, задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
•
коммуникативные
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его
участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных
музыкальнотворческих задач, принимать на себя ответственность за результаты
своих действий.
Ожидаемые результаты.
Высокий уровень: хорошо развито чувство ритма, исполнение движений четкое,
ритмичное. Ребенок чутко реагирует на интонационные и темповые оттенки звучания.
Правильное выражение танца на сцене, артистичность. Высокая работоспособность,
ответственность за результат коллективной деятельности.
Средний уровень: ребенок несколько неуверенно исполняет движения при темповом
изменении в музыке, торопится или наоборот опаздывает. Движения не всегда совпадают с
музыкой. Трудолюбие, коллективизм.
Низкий уровень: ребенок слабо владеет музыкально-ритмическими навыками. Исполнение
движений неуверенное, плохое запоминание комбинаций, отсутствие чувства ритма,
мышечные зажимы, низкая артистичность. Отсутствие трудолюбия, нет ответственности.
К концу курса обучения учащиеся овладеют программным материалом. У учащихся
сформирована и сохранена правильная осанка, укреплен мышечный корсет средствами
классического, народного и бального танцев, воспитана культура движения. Развита
потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни. Ученики
научатся соединять музыку с движением, работать в ритме музыки, работать в паре, в
коллективе, проводить самостоятельно разминку и выполнять определённые комплексы
упражнений для отдельных групп мышц и подвижности суставов. Учащимися освоены азы
ритмики, азбука классического танца, изучены танцевальные элементы, исполнение
бальных и народных танцев и воспитана способность к танцевально – музыкальной
импровизации, получены навыки публичных выступлений.
Формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе:
тренировочные
занятия.
упражнения,
музыкально-игровые
импровизации,
театрализованные
Формы подведения итогов
Наиболее плодотворным фактором в форме подведения итогов является участия в
концертных выступлениях школе в дни празднеств и знаменательных дат, на городских и
республиканских конкурсах. Принятие участия в социально - культурной жизни города и
благотворительных концертах. А так же систематическое выступление на различных
мероприятиях.
Содержание курса внеурочной деятельности. 1 класс
Введение – ознакомительная беседа о предмете «Танец»
Разучивание разминки – общеразвивающие упражнения на улучшение гибкости.
Основы танца – разучивание позиций рук, позиций ног, точка класса, постановка корпуса.
Разучивание позиций рук в паре.
Разучивание танцев – « Полька», «Смешной хомячок», «Стирка», «Матрешки»,
«Снежинки», «Оловянные солдатики». Танцы – игры – «Если весело живется, делай
так!», «Кто скорее?»
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности. 1класс
№
Содержание курса
Форма
Вид деятельности
организации
п/п
1
Теоретические занятия. Групповая.
Беседа. Познавательная деятельность.
2
3
4
5
6
Упражнения
ориентировку
пространстве
Кол-во
часов
на Групповая.
в
Ходьба, бег. Построения, перестроение
движения. Ориентировка в направлении
движения. Выполнение простых движений
с предметами.
Ритмикогимнастические Групповая.
Общеразвивающие
упражнения.
упражнения
Упражнения на координацию движений.
Упражнения на расслабление мышц.
Танцевальная азбука
Групповая.
Упражнения на гармоничное развитию
тела,
технического
мастерства,
воспитывают осанку, развивают гибкость и
координацию движений, помогают усвоить
правила хореографии
Танцевальные
Групповая. усвоение тренировочных упражнений на
середине зала, ритмические упражнения,
движения
разучивание танцевальных композиций.
Хороводы в кругу, танцы и пляски.
Анализ выступления
Концертная деятельность Групповая.
1
30
25
31
24
25
Итого 136
Содержание курса внеурочной деятельности. 4, 5 класс
Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке.
Разучивание разминки и общеукрепляющих упражнений для улучшения гибкости, развития
выносливости, чувства ритма.
Танцы – игры – «Кто выше?», «Веселый хоровод», «Если весело живется».
Перестроения в колонны – для выработки умения ориентироваться в пространстве.
Знакомство с бальным танцем латиноамериканской программы «Джайв» ,
проучивание движений.
Знакомство с бальным танцем «Фигурный вальс» и с греческим танцем «Сиртаки» проучивание движений.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности.4, 5 класс
Форма
Вид деятельности
Кол№ Содержание курса
организации
во
п/п
часов
1
Теоретические занятия. Групповая.
Беседа. Познавательная деятельность.
1
2
Упражнения
ориентировку
пространстве
на Групповая.
в
3
Ритмикогимнастические Групповая.
упражнения
4
Танцевальная азбука
Групповая.
5
Танцевальные
движения
Групповая.
6
Концертная
деятельность
групповая
Построения, перестроения. Ходьба по 30
центру зала. Сохранение правильной
дистанции.
Использование лент, обручей, скакалок.
Общеразвивающие
упражнения.
46
Упражнения
на
координацию
движений.
Упражнения
на
расслабление мышц.
Упражнения на гармоничное развитию
51
тела, технического мастерства,
воспитывают осанку, развивают
гибкость и координацию движений,
помогают усвоить правила хореографии
Исполнение элементов плясок и танцев,
45
разученных в 3 классе. Упражнения на
различение
элементов
народных
танцев.
Сиртаки.Фигурный вальс.
Анализ выступления
31
итого 204
СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальные средства:
- учебный кабинет, актовый зал;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека; диски DVD, диски DVD– караоке
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- наглядные демонстрационные пособия;
- коврики для выполнения упражнений;
- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.
2.
Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение,
1984.
3.
Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский
композитор, 1984.
4.
Бычаренко
Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для
подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.
5.
Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.
6.
Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.
7.
Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.
8.
Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение,
1971.
9.
Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка,
1969.
10.
Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей
младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.
11.
Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей
дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор,
1979.
12.
Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно.
–
М.: Музыка, 1984.
13.
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский
композитор, 1989.
14.
Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский
композитор, 1991.