Функциональная грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа
№6 г. Саяногорска

РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
учителей

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________Лавор И.В.

______________Богданова О.В.

Руководитель ШМО

Протокол № 1

Приказ № 225

______________Ковалёва Е.В.

от "31" августа 2023 г.

Протокол № 1 от "31" августа 2023 г.

от "31" августа 2023 г.
Богданова Оксана
Валериевна

Подписано цифровой подписью:
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.24 19:26:10 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Функциональная грамотность»
для 1 класса уровня начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

Составители: Ковалева Елена Владимировна
Катырева Раиса Геннадьевна
Сафонова Наталья Николаевна
Фролова Дарья Андреевна
Стяжкина Евгения Павловна
Дондупай Ангелина Александровна

г. Саяногорск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Функциональная грамотность» составлена на уровне начального
общего образования на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, направлена на
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к
обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. По содержанию является
научно-педагогической; по функциональному назначению - учебно-познавательной; по
форме организации – общедоступной.
«Функциональная
грамотность»
учитывает
психологические особенности младшего школьника.

возрастные,

общеучебные

и

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения раздела «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения раздела «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения раздела «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения раздела
«Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Программа курса «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1
классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по
своему усмотрению. Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных
особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских
народных сказок.

Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой
коррекции
и
развитию
умственных
качеств
учащихся,
формированию
общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных
способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Основные методы работы:
-объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный
Основные формы работы
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они
построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет
сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Основные формы занятий:
- игры;
- викторины;
- конкурсы;
- беседа-размышление
- интеллектуальные игры;
- творческие работы;
- практикум
- мини-проекты
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые
элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сюжеты
народных и литературных сказок.
Возраст детей, на которых рассчитана программа - 7 - 8 лет.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа
обеспечивает достижение
метапредметных результатов.

первоклассниками

следующих

личностных,

Личностные результаты изучения курса:
–
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
–

осознавать личную ответственность за свои поступки;

–
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
–
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
–
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
–
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
–

использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

–

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

–
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
–
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
–

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

–

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:
–

проявлять познавательную и творческую инициативу;

–

принимать и сохранять учебную цель и задачу;

–

планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

–
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
–

уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

–
оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:
–
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
–
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
–

слушать и понимать речь других;

–

совместно договариваться о правилах работы в группе;

–

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные
высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и
бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её
свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

Тематическое планирование
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы
0

1

Читательская грамотность

8

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
https://uchi.ru

0

2

Математическая грамотность

0

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
https://resh.edu.ru/

0

3

Финансовая грамотность

Естественно-научная грамотность
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
https://infourok.ru/

9

33

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
https://nsportal.ru/

8
0

4

0

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Виталий Бианки.. «Лис и
1

Мышонок».

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Дата
изучения

01.09.2023

1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/

2

Русская народная сказка «Мороз и
заяц».

1

Владимир Сутеев «Живые грибы».
3

0

0

08.09.2023 https://uchi.ru

0

0

15.09.2023

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/

4

Геннадий Цыферов «Петушок и
солнышко».

1

Михаил Пляцковский.
5

«Урок дружбы».

7

1
Русская народная сказка «Как лиса
училась летать»

1

Евгений Пермяк «Четыре брата».
8

0

22.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

29.09.2023 https://uchi.ru

0

0

06.10.2023

1

Грузинская сказка «Лев и Заяц».
6

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

13.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

20.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

9

Про курочку Рябу, золотые и
простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.

10

1
1

Про петушка и жерновцы.
11
12
13

1
Как петушок и курочка делили
бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.

1
1

Про Машу и трех медведей.
14
15

1
Про старика, старуху, волка и
лисичку.

1

Про медведя, лису и мишкин мед.
16

1
За покупками

17

1
Находчивый Колобок

18

1
День рождения Мухи- Цокотухи

19

1
Буратино и карманные деньги

20
21

1
Кот Василий продаёт молоко

1

0

0

27.10.2023

https://resh.edu.ru/

0

0

10.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

17.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

24.11.2023

https://resh.edu.ru/

0

0

01.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

08.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

15.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

22.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

29.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

12.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

19.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

26.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

02.02.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/

Лесной банк
22
23

1
Как мужик и медведь прибыль
делили

1

Как мужик золото менял
24

1
Как Иванушка хотел попить водицы

25
26

1
Пятачок, Винни-Пух и воздушный
шарик

1

Про репку и другие корнеплоды
27
Плывёт, плывёт кораблик

30
31

1
Про Снегурочку и превращения
воды
Как делили апельсин
Крошка Енот и Тот, кто сидит в
пруду

1
1
1

Иванова соль
32

0

09.02.2024

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

16.02.2024

0

0

01.03.2024

https://nsportal.ru/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

15.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

22.03.2024

https://infourok.ru/

0

0

05.04.2024

Библиотека ЦОК

1

28
29

0

https://m.edsoo.ru/

0

0

12.04.2024

https://infourok.ru/

0

0

19.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

26.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

0

0

03.05.2024

0

0

17.05.2024

https://nsportal.ru/

Библиотека
ЦОК

https://m.edsoo.ru/

Владимир Сутеев. «Яблоко».
33
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
33

0

0

0

0

24.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Буряк М.В., Шейкина С. А. Функциональная грамотность. Тренажер 1 класс. Издательство
«Планета»
2. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности
младших школьников//Начальное образование, 2017, №1, (ВАК, РИНЦ)
3. Кемельбекова Г.А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по
предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития образования. Краснодар:
Новация, 2016.
4. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара;2001
5. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.– М.,
2003.
6. Мир вокруг нас. Опыты эксперименты, практические задания 1 класс. Методическое пособие +
CD. Издательство «Планета», 2016

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://m.edsoo.ru/

Технические средства: интерактивная доска, , компьютер, проектор.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».