Книгочеи 5 класс Горохова Г.А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
Рассмотрено:
руководитель ШМО
_________/СергееваЛ.В./
ФИО
Протокол №1
от «29» 08.2025г.

Согласовано:
зам. директора по ВР
МБОУ СОШ № 6
___________/_Козарез О.Ю./
ФИО
от «29» 08.2025г.

Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/О.В.Богданова
Приказ № 237
от «29» 08.2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся 5 класса
"Книгочеи"
____34__ часа
__2025-2026 уч.год___

Программу составила:
Горохова Галина Анатольевна,
Педагог-библиотекарь,1к/к

Саяногорск, 2025 г

Рабочая программа внеурочной деятельности «Книгочей» разработана на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО, а также с
учетом Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ№6.
В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию
читательской грамотности и познавательных способностей учащихся 5 класса,
направленная на формирование универсальных учебных действий на основе работы над
произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе
В.Я.Коровиной и списке «100 книг для самостоятельного прочтения».
Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во
внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению
индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика.
Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета
литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность,
развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном
поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и
читателем.
Программа «Книгочей» является дополнением к основному курсу литературы,
логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для
самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова,
ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся
познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста.
Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его
восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до
читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым
свою читательскую позицию.
Данная программа актуальна, потому что недостаточно научить бегло читать,
анализировать художественный текст коллективно, под руководством взрослых, главное привить любовь к чтению, потребность общения с литературными героями, а это
возможно в том случае, когда ученик имеет возможность самостоятельного формирования
себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в
тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что
изучалось на уроках.
Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для
привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения,
стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного
талантливого читателя.
Задачи:
 развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;


формирование основ читательской культуры;



выработка привычки к вдумчивому чтению;



развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Место кружка «Книгочеи» в учебном плане
1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС
( 34 часа – 1час в неделю)
Методические особенности организации занятий

1) Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на
развитие художественного мышления и воображения, навыков самоконтроля, а также
познавательной активности.
2) Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное
внимание обращается на развитие и совершенствование художественного вкуса,
литературной речи и личностных качеств ученика, которые важны для формирования
полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
3) Ряд занятий проводится в Центральной детской библиотеке совместно с библиотекарем.
4) Занятия строятся на смене видов деятельности, интерактивных видах работы, что делает
их динамичными, насыщенными и интересными для пятиклассников.
Формы работы:
1. Экскурсия в библиотеку.
2. Презентация прочитанной книги.
3. Выставка прочитанных книг.
4. Викторина.
5. Конкурс иллюстраций к любимой книге.
6. Конкурс чтецов.
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
 ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися
произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
 определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и
познавательных потребностей;
 вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге.
В процессе реализации программа предполагает формирование у учащихся:

потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и
уважать мнение собеседника;

учебной самостоятельности и познавательного интереса;

умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила
речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного)
произведения;

умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;

умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации
художественных произведений;

понимания и значимости работы в группе.
III. Место курса
Класс
Всего
Аудиторные
Внеаудиторные
5
34
14
20
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
Метапредметные результаты:
–соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
–реализовывать простое и сложное высказывания на заданную тему;
–самостоятельно работать с книгой, осознавать недостаток информации, использовать
различные типы словарей;
-смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и учениками
–учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной
деятельности;
–делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса
Предметные результаты:
- умение выразительно читать
-определять тему, основную мысль произведения
-давать характеристику литературного героя
–выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать
заголовки к текстам;
–осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
–сочинять тексты разных жанров на основе начальных предложений, рисунков,
опорных
слов, данной темы и проблемы;
–исполнять тексты, подбирать цитаты;
-знать и различать основные термины теории литературы, учитывать их специфику;
-использовать сведения по теории литературы при истолковании и оценке
изученного
художественного произведения;
-выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в
художественном тексте;
-осуществлять работу с различными источниками информации;
-выполнять письменные работы различного характера.
Формы организации учебного процесса: беседы, просмотр презентаций по теме
занятий, выполнение практических заданий, экскурсия, презентации прочитанных книг,
викторины, выставки прочитанных книг, конкурсы иллюстраций к любимым
произведениям.
Формы контроля реализации программы: выполнение проектов, итоговое занятиеигра.
Содержание программы
 Вводное занятие. Сказки. Чтение - любимое занятие. – 6 часов
«Что за прелесть эти сказки!». Волшебные сказки. Путешествие как важный элемент
сюжета волшебной сказки «Пёрышко Финиста Ясна-сокола». Русские народные
сказки. Сказки о животных. Викторина по русским народным сказкам. Выставка
прочитанных сказок. Экскурсия в Центральную детскую библиотеку
 Творчество И.А. Крылова – 2 часа
Басни И.А.Крылова. Конкурс иллюстраций к басням И.А. Крылова

Творчество М.Ю.Лермонтова. – 1 час
М.Ю.Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»
 Творчество Н.В.Гоголя – 1 час
Н.В.Гоголь «Страшная месть». Мир вымысла и фантастики.
 Творчество Д.В.Григоровича – 1 час.
Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Мир детства.
Конкурс чтецов – 1 час
Любимые стихотворения поэтов 19 века.
 Творчество Н.С.Лескова – 1 час
Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке».
Творчество А.Н.Островского – 1 час
А.Н.Островский «Снегурочка».
Творчество А.П.Чехова – 2 часа.
А.П.Чехов Тонкий юмор ранних рассказов. Герои рассказов А.П. Чехова.
 Творчество А. М.Горького - 1 час.
М.Горький «Сказки об Италии». «Дети Пармы» и др.
Творчество А.И.Куприна – 2 часа
А.И.Куприн «Чудесный доктор». Рождественский рассказ. Презентации по
прочитанным произведениямА.И. Куприна
 Конкурс чтецов – 1 час
Любимые стихотворения русских поэтов 20 века.
Творчество И.С. Соколова-Микитова – 1 час
И.С. Соколов-Микитов «Зима».
Творчество П.П.Бажова – 3 часа
П.П.Бажов «Каменный цветок». Тайны «Малахитовой шкатулки» (викторина).
Конкурс иллюстраций к произведениям П.П. Бажова
Творчество М.М. Пришвина – 3 часа
. М.М. Пришвин Рассказы о природе. Презентация прочитанных книг М.М.
Пришвина. Электронная игра по произведениям М.М. Пришвина
Творчество Е.И.Носова – 1 час
Е.И.Носов «Варька».
Творчество В.П.Астафьева – 3 часа
В.П.Астафьев. «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?». Электронная игра по
произведениям В.П. Астафьева. Выставка прочитанных произведений В.П. Астафьев
Творчество Т.А. Мельниковой – 1 час
Поэзия Т.А. Мельниковой. Стихотворения для детей. Встреча с поэтессой.
Посещение центральной детской библиотеки- -1 час
Игра «Поле чудес»
 Итоговое занятие – 1 час
Что читать летом

Тематическое планирование
№
1

2

3

4
5
6

7

8

9
10

11

12

13

Тема

Методы и приемы

Личностные результаты

Чтение - любимое
занятие. «Что за
прелесть эти сказки!»
Волшебные сказки.
Путешествие как
важный элемент
сюжета волшебной
сказки «Пёрышко
Финиста Ясна-сокола»
Русские народные
сказки. Сказки о
животных.

Беседа, мотивация на
самостоятельное чтение

Получение опыта
самостоятельных
общественных действий.

Сопоставление сказок о
животных, созданных
разными народами.

Формирование внутренней
позиции школьника на
основе поступков
положительного героя

Викторина по русским
народным сказкам.
Выставка
прочитанных сказок
Экскурсия в
Центральную детскую
библиотеку
Басни И.А.Крылова.

Электронная игра

Конкурс иллюстраций
к басням
И.А. Крылова
М.Ю.Лермонтов.
Сказка «Ашик-Кериб»
Н.В.Гоголь «Страшная
месть». Мир вымысла
и фантастики.
Д.В.Григорович.
«Гуттаперчевый
мальчик».
Мир детства.
Любимые
стихотворения поэтов
19 века.
Н.С.Лесков
«Привидение в

Самостоятельная
творческая работа

Самостоятельная
творческая работа

Инсценирование, чтение по
ролям.

Чтение, обсуждение по
вопросам
Прослушивание
аудиозаписи

Получение опыта
самостоятельных
творческих действий.
Получение опыта
самостоятельных
творческих действий.
Умение вести проблемноценностные дискуссия
Формирование навыков
исследования текста

Показ фрагментов фильма,
чтение и беседа

Формирование ценностного
отношения к социальной
реальности

Конкурс чтецов

Умение оценивать
достижения товарищей

Групповая работа
.Инсценирование,

Умение договариваться,
ставя перед собой общую

Инженерном замке».
14
15

16
17

18

19

20

21
22
23
24

25

26

27

28

А.Н.Островский
«Снегурочка».
А.П.Чехов. Тонкий
юмор ранних
рассказов.
Герои рассказов А.П.
Чехова.
М.Горький. «Сказки
об Италии». «Дети
Пармы» и др.
А.И.Куприн.
«Чудесный доктор».
Рождественский
рассказ.
Презентации по
прочитанным
произведениям
А.И. Куприна
Любимые
стихотворения
русских поэтов 20
века.
И.С. СоколовМикитов «Зима».
П.П.Бажов «Каменный
цветок».
Тайны «Малахитовой
шкатулки».
Конкурс иллюстраций
к произведениям
П.П. Бажова
М.М. Пришвин.
Рассказы о природе.

Презентация
прочитанных книг
М.М. Пришвина
Электронная игра по
произведениям М.М.
Пришвина
Е.И.Носов «Варька».

разработка костюмов для
персонажей
Чтение по ролям
Чтение по ролям,
составление кроссвордов
Групповая работа,
инсценирование
Рассказ о сказке, написание
сказки, «которую
придумала сама жизнь»
Составление синквейна

цель.
Формирование этических
чувств
Умение работать в группе,
перевоплощаться
Умение перевоплощаться
Умение вести проблемноценностные дискуссии
Формирование ценностного
отношения к социальной
реальности

Самостоятельная
творческая работа

Конкурс чтецов

Умение оценивать
достижения товарищей

Иллюстрации, беседа.

Формирование навыков
исследования текста
Формирование этических
чувств

Чтение, просмотр фильма
Викторина
Иллюстрации, беседа.

Умение оценивать
достижения товарищей

Чтение. Составление карты
путешествий М.Пришвина

Формирование
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости

Самостоятельная
творческая работа

Выразительное чтение,
беседа

Формирование ценностного
отношения к происходящим

В.П.Астафьев.
«Белогрудка», «Зачем
я убил коростеля?»
Электронная игра по
произведениям В.П.
Астафьева
Выставка
прочитанных
произведений
В.П. Астафьева
Поэзия Т.А.
Мельниковой.
Стихотворения для
детей. Встреча с
поэтессой.
Посещение
центральной детской
библиотеки
Итоговое занятие.
Что читать летом

29

30

31

32

33

34

Отзыв о рассказе

событиям.
Умение вести проблемноценностные дискуссии

Самостоятельная
творческая работа

Чтение стихотворений
наизусть

Умение вести диалог

Игра «Поле чудес»

Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Элементы содержания
урока
п/п
1.
Чтение - любимое Беседа, мотивация на
занятие. «Что
за самостоятельное чтение
прелесть эти сказки!»
2.

3.

4.

Волшебные сказки.
Путешествие
как
важный
элемент
сюжета волшебной
сказки
«Пёрышко
Финиста
Яснасокола»
Русские народные
сказки. Сказки о
животных.
Викторина по
русским народным
сказкам

Сопоставление волшебных сказок,
созданных разными народами.

Сопоставление сказок о животных,
созданных разными народами.

Дата план
01.09 – 5д
02.09 – 5б,в
03.09 – 5 а
04.09 – 5г
08.09 - 5д
09.09 – 5б,в
10.09 – 5а
11.09 – 5г

15.09 – 5 д
16.09 – 5б,в
17.09 – 5а
18.09 – 5г
22.09 – 5д
23.09 – 5б,в
24.09 – 5а
25.09 – 5г

Дата факт

5.

Выставка
прочитанных сказок

6.

Экскурсия
в
Центральную
детскую библиотеку

7.

Басни И.А.Крылова.

Инсценирование, чтение по ролям.

8.

Конкурс
иллюстраций к
басням И.А. Крылова

Самостоятельная творческая работа

9.
М.Ю.Лермонтов.
Сказка «Ашик-Кериб»

Самостоятельная творческая работа

Чтение, обсуждение по вопросам

Н.В.Гоголь
«Страшная месть».
Мир вымысла и
фантастики.
Д.В.Григорович.
«Гуттаперчевый
мальчик». Мир
детства.

Прослушивание аудиозаписи,
обсуждение

12.

Любимые
стихотворения
поэтов 19 века.

Конкурс чтецов

13.

Н.С.Лесков
Групповая работа
«Привидение
в .Инсценирование, разработка
Инженерном замке». костюмов для персонажей

14.

А.Н.Островский
«Снегурочка».

15.

А.П.Чехов.
юмор
рассказов.

16.

Герои рассказов А.П. Групповая работа, инсценирование
Чехова.

17.

М.Горький. «Сказки Рассказ о сказке, написание сказки,
об Италии». «Дети «которую придумала сама жизнь»

10.

11.

Показ фрагментов фильма, чтение и
беседа

Чтение по ролям

Тонкий Чтение по ролям, составление
ранних кроссвордов

29.09 – 5д
30.09 – 5б,в
01.10 – 5а
02.10 – 5г
06.10 – 5д
07.10 – 5б,в
08.20 – 5а
09.10 – 5г
13.10 – 5д
14.10 – 5б,в
15.20 – 5а
16.10 – 5г
20.10 – 5д
21.10 – 5б,в
22.10 – 5а
23.10 – 5г
10.11 – 5д
11.11 – 5б,в
05.11 – 5а
06.11 – 5г
17.11 – 5д
18.11 –5б,в
12.11 – 5а
13.11 – 5г
24.11 – 5д
25.11 – 5б,в
19.11 – 5а
20.11 – 5г
01.12 – 5д
02.12 – 5б,в
26.11 – 5а
27.11 – 5г

08.12 – 5д
09.12– 5б,в
03.12 – 5а
04.12 –5г
15.12 – 5д
16.12– 5б,в
10.12 – 5а
11.12 – 5г
22.12 – 5д
23.12–5б,в
17.12 – 5а
18.12 – 5г
29.12 – 5д
30.12– 5б,в
24.12 – 5а
25.12 – 5г
12.01- 5д
13.01–5б,в

18.

19.

20.

21.

Пармы» и др.

14.01 – 5а
15.01 – 5г

А.И.Куприн.
Составление синквейна
«Чудесный доктор».
Рождественский
рассказ.
Презентации по
Самостоятельная творческая работа
прочитанным
произведениям
А.И. Куприна

19.01 – 5д
20.01– 5б,в
21.01 – 5а
22.01 – 5г

Любимые
Конкурс чтецов
стихотворения
русских поэтов 20
века.
И.С.
Соколов- Иллюстрации, беседа.
Микитов «Зима».

02.02 – 5д

Чтение, просмотр фильма

26.01 – 5д

27.01– 5б,в
28.01 – 5а
29.01 – 5г

03.02– 5б,в
04.02 – 5а
05.02 – 5г
09.02 – 5д
10.02–5б,в
11.02 – 5а
12.02 – 5г
16.02 – 5д
17.02– 5б,в
18.02 – 5а
19.02 – 5г
02.03 – 5д
24.02– 5б,в
25.02 – 5а
26.02 – 5г
16.03 – 5д
03.03– 5б,в
04.03 – 5а
05.03 – 5г

22.

П.П.Бажов
«Каменный цветок».

23.

Тайны «Малахитовой Викторина
шкатулки».

24.

Конкурс
иллюстраций к
произведениям П.П.
Бажова

25.

М.М.
Пришвин. Чтение. Составление карты
Рассказы о природе.
путешествий М.Пришвина

23.03 – 5д
10.03– 5б,в
11.03 – 5а
12.03 – 85г

26.

Презентация
Самостоятельная творческая работа
прочитанных
книг
М.М. Пришвина

06.04 – 5д
17.03– 5б,в
18.03 – 5а
19.03 – 5г

27.

Электронная игра по
произведениям М.М.
Пришвина

28.

Е.И.Носов «Варька».

Выразительное чтение, беседа

29.

В.П.Астафьев.

Отзыв о рассказе

13.04 – 5д
24.03– б,в
25.03 – 5а
26.03 – 5г
20.04 – 5д
07.04–5б,в
08.04 – 5а
09.04 – 5г
27.04 – 5д

Иллюстрации, беседа.

«Белогрудка», «Зачем
я убил коростеля?»
30.

В.П.Астафьев.
Отзыв о рассказе
«Белогрудка», «Зачем
я убил коростеля?»

31.

Электронная игра по
произведениям В.П.
Астафьева
Выставка
Самостоятельная творческая работа
прочитанных
произведений В.П.
Астафьева

32.

33.

34.

Поэзия
Т.А. Встреча с поэтом
Мельниковой.
Стихотворения для
детей. Встреча с
поэтессой.
Итоговое занятие.
Игра «Поле чудес»

Дата
19.05– 5б,в

14.04– 5б,в
15.04 – 5а
16.04 – 5г
04.05 – 5д
21.04– 5б,в
22.04 – 5а
23.04 – 5г
28.04 – 8а, 8г
29.04 – 8в
08.05 – 8б
11.05 – 5д
05.05– 5б,в
06.05 – 5а
08.05 – 5г
18.05 – 5д
12.05– 5б,в
13.05 – 5а
14.05 – 5г
25.05– 8а, 8г
19..05 – 5б,в
20.05 – 5а
21.05 – 5г

Примерный график проведения контроля
№ урока п/п
Вид работы
Тема
34
Игра «Поле чудес Итоговая игра по курсу «Поле чудес»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».