МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
Рассмотрено:
руководитель ШМО
/
/ Лышко Ю.В.
ФИО
Протокол № 1
от «29» 08. 2025 г.
Согласовано:
зам. директора по ВР
МБОУ СОШ № 6
/
/ Козарез О.Ю.
ФИО
от «29» 08.2025 г.
Утверждено:
директор МБОУ СОШ №6
/
/ Богданова О.В.
ФИО
Приказ № 237
от «29» 08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Хранители истории»
5-6 классы
2025-2026 учебный год
Программу составил(а):
Замотаева Алёна Викторовна
(ФИО учителя)
Саяногорск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО, а также с
учетом Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №6, связана с направлением
деятельности Движения Первых.
Данная программа курса внеурочной деятельности относится к предметноориентированному виду программ. Курс предполагает выход за рамки традиционных
учебных программ. Курс предусматривает использование деятельностного подхода к
обучению и разнообразные организационные формы обучения: лекции, беседы, семинары,
практикумы, организационно-деятельностные игры, выполнение проектов, создание
презентаций.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности в 5-6 классе.
Цель программы внеурочной деятельности: систематизация знаний учащихся по
истории, совершенствование возможностей описывать событие, анализировать, работать с
историческим источником, расширение умения работать с хронологией.
Задачи:
познакомить детей с культурой стран Европы, России в период Древнего мира через
активную деятельность; способствовать пониманию средними школьниками особенностей
развития обществ Древнего мира; познакомить с менталитетом человека Древнего мира в
сравнении с современной культурой; формировать универсальные исторические понятия;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории; развивать учебные умения
и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории; приобщить
детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых
социальных ролей в игровых ситуациях; развивать творческие способности;
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям; способствовать воспитанию личностных
качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к
себе и другим, личная и взаимная ответственность); прививать навыки самостоятельной
работы по дальнейшему изучению истории.
В соответствии с учебным планом количество учебных часов по рабочей программе
– 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности
обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников
коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного
интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа
обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей
у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности
ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Актуальность
данного
курса
внеурочной
деятельности
объясняется
незначительным вниманием, уделяемым проблемам Древнего мира и периода Средних
веков в современной школе вообще, и ценностным системам обществ и их составляющих
эпох, в частности; притягательностью образов Древнего мира и Средних веков для
учащихся, возможностью использовать примеры для формирования личности школьников.
Практическая значимость: Программа курса «Хранители истории» может
использоваться как в качестве внеурочной деятельности по курсу «История Древнего мира»
и История Средних веков, так и в качестве дополнительного материала при подготовке к
урокам истории в 5-6 классе.
На занятиях по внеурочной деятельности «Хранители истории» происходит
реализация культурологического подхода к изучению Древнего мира и Средних веков через
изучение повседневного быта, памятников культуры и других артефактов, относящихся к
этому периоду. Системно-деятельностный подход осуществляется через использование
таких форм организации познавательной деятельности, как творческая лаборатория, играпутешествие, практикум, заочное путешествие.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Хранители
истории» в основной школе являются:
формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию
познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую
деятельность;
осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность;
толерантное отношение к истории других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
творчество.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности в
основной школе являются:
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности
в творческих формах;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
понимать смысл адаптированного текста;
уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;
участвовать в диалоге;
инсценировать исторические сюжеты;
передавать историческую информацию в виде художественных образов;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке
различных явлений;
освоение приемов установления причинно-следственных связей.
Содержание курса.
Тема 1. Что такое история?
Что изучает наука – история? История – наука о прошлом человечества. Почему следует
изучать и знать историю? Геродот – «отец истории».
Тема 2. Богиня Клио раскрывает тайны.
Клио, кто она? Мифы и легенды. Загадки забытых цивилизаций.
Тема 3. Науки-помощницы истории.
Как люди узнают о прошлом. Письменные источники о прошлом. Роль археологических
раскопок в изучении истории. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и
фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические
названия – свидетели прошлого. Нумизматика – старинные монеты. Лингвистика – наука о
языке. Метрология – старинные меры веса, длины, площади. Историческая карта.
Тема 4. Жизнь древнейших людей.
Кто такие «древнейшие люди»? Расселение древнейшего человечества. Влияние
природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных
людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и
скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами.
Тема 5. Возникновение религии.
Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования.
Тема 6. Возникновение искусства.
Зарождение искусства. Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков.
Тема 7. Военные походы фараонов.
Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян.
Завоевательные походы фараонов.
Тема 8. Религия древних египтян.
Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих
богах. Боги и люди в мифах и легендах. Представление о загробном мире. Храмы и
пирамиды.
Тема 9. Вавилонский царь Хаммурапи.
Древний Вавилон. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Законы Хаммурапи.
Тема 10. Китайский мудрец Конфуций.
Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций и конфуцианство. Мудрость –
в знании старинных книг.
Тема 11. Великая китайская стена.
Памятники культуры Китая. Тайна Великой китайской стены. История и легенды. Самые
интересные факты и события из истории Стены.
Тема 12. Турнир «Знатоки Востока».
Вклад народов Востока в мировую историю и культуру.
Тема 13. Троянская война.
Троя и Троянская война. Троянская война: миф и реальность. Старинные предания о
Троянской войне. Сокровища Трои.
Тема 14. Подвиги Герекла.
12 подвигов Геракла.
Тема 15. Боги Древней Греции.
Боги и богини древней Греции. Пантеон олимпийских богов. Титаны и олимпийцы. Мифы
и легенды о людях и богах.
Тема 16. Воспитание спартанцев.
Общественное устройство Спарты: воспитание и образ жизни. Спарта – военный лагерь.
Воспитание мальчиков в Спарте.
Тема 17. Олимпийские игры.
Праздник, объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция
Олимпийских игр. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды
победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Значение Олимпийских игр.
Тема 18. Александр Македонский.
Восхождение на трон. Поход на север и покорение Фив. Завоевание Малой Азии, Сирии и
Египта. Разгром Персидской державы. Царь Азии. Поход в Среднюю Азию. Поход в
Индию. Последние годы Александра. Смерть Александра Македонского. После
Александра. Память об Александре Македонском.
Тема 19. Путешествие по Древней Греции.
Тема 20. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.
Установление власти Рима в Западном Средиземноморье. Установление власти Рима в
Восточном Средиземноморье. Победы Рима над Карфагеном. Последствия римских
завоеваний. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Гладиаторские игры
– любимое зрелище римлян.
Тема 21. Восстание Спартака.
Рабство в Римской республике. Начало восстания. Силы и планы сторон. Первая победа
восставших. Рабы в ловушке. Война с Крассом. Итоги и последствия восстания. Образ
Спартака в наши дни.
Тема 22. Юлий Цезарь.
Участие в политической борьбе. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура
Цезаря. Легионы и ветераны – опора Цезаря в его политическом курсе. Реформы Цезаря.
Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Тема 23. Викторина «Древний Рим».
История Древнего Рима. Великие люди Древнего Рима.
Тема 24. Жизнь древних славян.
Кто такие славяне? Расселение, соседи, занятия, общественный строй восточных славян.
Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских
племен. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование
Древнерусского государства со столицей в Киеве.
Тема 25. Славянские боги.
Религия древних славян. Язычество на Руси. Принятие христианства на Руси: причины и
обстоятельства.
Тема 26. Славянские праздники.
Праздники и обряды.
Тема 27. Первые русские князья.
Первые Рюриковичи. Рюрик – варяжский князь. Деятельность князя Олега. Правление
Игоря. Походы князя Святослава. Владимир Святославич. Расцвет Руси при Ярославе
Мудром. Владимир Мономах.
Тема 28. Русские летописи.
Летописец и летопись. «Повесть временных лет». Лаврентьевская и Троицкая летописи.
Новгородская и Псковская летописи.
Тема 29. Средневековая Европа
Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. Хлодвиг.
Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги.
Семь свободных искусств.
Тема 30. Восточные славяне
Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение.
Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.
Тема 31. Русь в IХ-первой половине XII в.
Формирование Древнерусского государства. Варяги. Образование Древнерусского
государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Первые
русские князья. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей. Походы
Святослава. Князь Владимир. Крещение Руси. Князь Ярослав. Внутренняя политика
Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Князь Владимир
Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Культура Древней Руси. Истоки и
особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского
искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение.
Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное
искусство. Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города.
Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого
населения.
Тема 32. Русь во второй половине XII-XIII в.
Раздробление Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и
земель. Последствия раздробления Древнерусского государства. Владимиро-Суздалъское
княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика
владимиро-суздальских князей. Великий Новгород. Территория, природные и
хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и
политического устройства Новгородской земли. Монгольское нашествие на Русь. Создание
державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая
оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход
на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Борьба русских земель с
западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь
Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над
крестоносцами. Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды.
Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества.
Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского
владычества. Культура русских земель. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в
произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Тема 33. Образование централизованного государства
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва – центр борьбы с
ордынским владычеством. Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV
в. Конец ордынского владычества. Иван III. Усиление великокняжеской власти.
Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г.
Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне. Ереси. Культура и быт в XIV – начале
XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской
культуры в XIV – начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва
– центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина».
Тема 34. Московское государство XVI в.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона
южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской
войны. Борьба с набегами крымского хана. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Опричнина. Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало
книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести.
Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий.
Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Тематическое планирование материала внеурочной деятельности.
№
Тема
Кол-во
часов
1
Введение
8
2
Первобытный мир
9
3
Древний Восток
16
4
Древняя Греция
15
5
Древний Рим
10
6
Древняя Русь
10
7
Средневековая Европа
4
8
Восточные славяне
4
9
Русь в IХ-первой половине XII в.
17
10
Русь во второй половине XII-XIII в.
21
11
Образование централизованного государства
14
12
Московское государство XVI в
9
Итого
136
Календарно-тематическое планирование 5-6 класс.
№
Тема
Кол-во
часов
Тема 1. Введение
1
Что такое история?
2
2
Богиня Клио раскрывает тайны.
3
3
Науки-помощницы истории.
3
Тема 2. Первобытный мир
4
Жизнь древнейших людей.
4
5
Возникновение религии.
3
6
Возникновение искусства.
2
Тема 3. Древний Восток
7
Военные походы фараонов.
2
8
Религия древних египтян.
3
9
Вавилонский царь Хаммурапи.
2
10
Китайский мудрец Конфуций.
3
11
Великая китайская стена.
2
12
Турнир «Знатоки Востока».
4
Тема 4. Древняя Греция
13
Подвиги Герекла.
2
14
Боги Древней Греции.
2
15
Воспитание спартанцев.
2
16
Олимпийские игры.
2
17
Александр Македонский.
3
18
Путешествие по Древней Греции.
4
Тема 5. Древний Рим
19
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.
3
Дата
план
факт
20
Восстание Спартака.
2
21
Юлий Цезарь.
2
22
Викторина «Древний Рим».
3
Тема 6. Древняя Русь
23
Жизнь древних славян.
3
24
Славянские боги.
2
25
Славянские праздники.
2
26
Первые русские князья.
3
27
Русские летописи.
2
Тема 7. Средневековая Европа
28
Образование варварских королевств.
1
29
Государство франков в VI-VIII вв.
1
30
Хлодвиг.
1
31
Христианская церковь
Монастыри. Искусство
свободных искусств.
в раннее Средневековье. 1
рукописной книги. Семь
Тема 8. Восточные славяне
32
Происхождение
восточных
славян.
племенные союзы и их расселение.
Крупнейшие 2
33
Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. 2
Родоплеменные отношения.
Тема 9. Русь в IХ-первой половине XII в.
34
Формирование Древнерусского государства. Варяги. 3
Образование Древнерусского государства со столицей в
Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
35
Первые русские князья. Князь и дружина. Полюдье. 2
Деятельность первых князей. Походы Святослава.
36
Князь Владимир. Крещение Руси. Князь Ярослав. 3
Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя
политика Ярослава Мудрого.
37
Князь Владимир Мономах.
Мономаха в Киеве.
Правление
Владимира 2
38
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития 2
древнерусской
культуры.
Христианские
основы
древнерусского искусства.
39
Возникновение письменности. Начало
Нестор. Просвещение. Литература.
40
Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, 2
прикладное искусство. Быт и нравы Древней Руси. Образ
жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ
жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни
земледельческого населения.
летописания. 2
Тема 10. Русь во второй половине XII-XIII в.
41
Раздробление Древнерусского государства. Образование 4
самостоятельных княжеств и земель. Последствия
раздробления Древнерусского государства. ВладимироСуздалъское княжество.
42
Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и 2
внешняя политика владимиро-суздальских князей.
Великий Новгород.
43
Территория, природные и хозяйственные особенности 2
Северо-Западной
Руси.
Особенности
социальной
структуры и политического устройства Новгородской
земли.
44
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы 3
Чингисхана. Сражение на реке Калке.
45
Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона 2
Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром
Владимирского княжества. Поход на Новгород.
Героическая оборона Торжка и Козельска.
46
Борьба русских земель с западными завоевателями. 4
Походы шведов на Русь. Ливонский и Тевтонский ордены.
Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое
побоище. Значение победы над крестоносцами.
47
Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от 3
Орды. Повинности русского населения. Борьба русского
народа против ордынского владычества. Русская
православная церковь в период ордынского владычества.
Последствия ордынского владычества.
48
Культура русских земель. Резьба по камню. Идея единства 1
Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку
Игореве».
Тема 11. Образование централизованного государства
49
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной 4
Руси. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.
Московское княжество и его соседи в конце XIV –
середине XV в.
50
Конец ордынского владычества. Иван III. Усиление 4
великокняжеской власти. Местничество. Система
кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г.
51
Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально- 2
крепостнической системы.
52
Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне. Ереси. 4
Культура и быт в XIV – начале XVI в. Исторические
условия, особенности и основные тенденции развития
русской культуры в XIV – начале XVI в. Культурный взлет
Руси после Куликовской битвы. Москва – центр
складывающейся культуры великорусской народности.
«Задонщина».
Тема 12. Московское государство XVI в.
53
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50- 2
х гг. XVI в. Военные реформы.
54
Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казанского 4
и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей.
Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги
Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
55
Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Опричнина.
56
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных 1
знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров.
Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести.
Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество.
Живопись. Дионисий. Произведения декоративноприкладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
2