Проектная (исследовательская )деятельность 10 класс Стефаненко А.Е.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
Рассмотрено:
руководитель ШМО
_________/Сабитова С.И./
ФИО
Протокол № 1
от «29» августа 2025г.

Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ СОШ №6
_________/Козарез О.Ю./
ФИО
Приказ № 237
от «29» августа 2025г

Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
_________/Богданова О.В./
ФИО
Приказ № 237
от «29» августа 2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Проектная (исследовательская) деятельность учащихся
Среднее общее образование, 10 класс
Срок реализации 1 год, 34 часа

Программу составил(а):
Стефаненко А.Е.,
учитель информатики

Саяногорск, 2025

Пояснительная записка
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его
участие в проектной и исследовательской деятельности.
Проектная и исследовательская деятельность является средством освоения
действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией,
формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является
формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для
учащихся знаний и способов деятельности.
Актуальность программы данного курса также обусловлена ее методологической и
практической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научноисследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. Программа позволяет
реализовать актуальные в настоящее время компетентности, личностно - ориентированный,
деятельностный подходы.
Цель курса: формирование исследовательских умений учащихся, для развития
информационной культуры личности.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
 Научить составлять план проекта (учащийся должен уметь определить цель, описать
основные действия по достижению цели).
 Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь
выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).
 Развивать умения анализировать.
 Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом
(составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь
понятие о библиографии).
 Формировать отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, стара ться
выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Содержание программы
Работа над проектом начинается с выбора темы, в процессе которой учащимся
предлагается собирать самую разную информацию по теме. При этом учащиеся сами
выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и
речевой компетенции учащихся, умениям:
 вести устный диалог на заданную тему;
 участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
 участвовать в работе конференций, чтений.
Предлагаемый порядок действий:
1. Выбор учащимися темы проекта. Уточнение и формулировка темы.
2. Выбор типа проекта. Выбор программного продукта для реализации проекта.
3. Постановка цели. Реализация задач для достижения цели.
4. Выбор подразделов.
5. Поиск и анализ информации. Составление библиографического списка и ссылок на
Интернет-ресурсы.
6. Индивидуальная самостоятельная работа над проектом.
7. Консультации с педагогом по проекту.
8. Оформление проекта с учетом требований.
9. Создание презентации проекта.
10. Составление выступления по защите проекта.

2

Вид работы
Формы представления
исследовательских работ

Типы и виды учебных
исследований
Выбор темы

Организация
исследования
Поиск источников и
литературы, отбор
фактического материала
Правила написания,
содержание, оформление
исследовательских работ
Культура выступления

Содержание
Знакомство
с
различными
формами
проектной
и
исследовательской работы, основанных на индивидуальной
самостоятельности и личностно ориентированной поисковоисследовательской
деятельности
каждого
обучающегося.
Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый
доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме
компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей
модели или макета с текстовым сопровождением.
Типология источников познания. Исследования трех групп:
теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного
познания.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования.
Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет
исследования как проблема в самой теме исследования. Идея,
концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования.
Соответствие цели и задач теме исследования.
Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и
задач.
Составление
контрольных
точек
исследования.
Предварительная теоретическая отработка проблемы.
Информационное обеспечение исследования. Научные тексты главный источник исследовательской работы. Выбор литературы
для чтения и изучения. Понятия: источник, литература.
Изучение единой структуры проектной и исследовательской
работы: введение, основная часть, заключение, список литературы,
приложение.
Самопознание
учащимся
личностных
особенностей,
эмоциональных реакций. Словарный запас, его значение.
Структура публичного выступления. Аргументация.
Рекомендации изложения материала научно-исследовательской
работы.

Подготовка к защите
проектной и
исследовательской работы
Источники информации: энциклопедии, учебники и другие книги, видео и аудио-файлы,
информация из Интернета.
Творческими работами могут быть: сайт, блог, видеофильм, анимация, 3Д-макет,
интерактивный кроссворд, викторина, газета, плакат, фотоальбом, оформление стендов,
электронная презентация и т.п.
Формы организации учебного процесса: на основании рекомендаций по реализации
внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий
(письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. №ВБ-976/04), при организации проектной и
исследовательской
деятельности,
предполагается
применение
дистанционных
образовательных технологий.
Формы проведения дистанционного обучения: консультации, вебинары, конференции и
т.д., которые планируется проводить в режиме реального времени с применением Сферум:
приложение-мессенджер, который позволяет отправлять сообщения, совершать видео- и
голосовые звонки, а также - это сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и
дистанционного обучения школьников.
Контроль знаний и умений: по окончании курса проводится публичная защита проекта
или исследовательской работы (очный формат) или видеоконференция (дистанционный
формат).

3

Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы
по курсу внеурочной деятельности
Личностные результаты
 готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика;
 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
умение конструктивно разрешать конфликты;
 готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
 потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
 устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
 планировать пути достижения целей;
 устанавливать целевые приоритеты;
 уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
 основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным
для оппонентов образом;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
 осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

4

 работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
 основам коммуникативной рефлексии;
 использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
 отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме
громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
 проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 давать определение понятиям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение
понятия;
 обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
 строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
 структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
 работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять
обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Тематическое планирование

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тема урока
Структура, этапы исследовательской работы, критерии оценки.
Смотр исследовательских работ учащихся прошлых лет.
Дискуссия на тему составления развернутого плана работы над
исследовательской работой.
Дискуссия на тему составления развернутого плана работы над
исследовательской работой.
Поисково-познавательный час «Сбор информации для моей темы».
Поисково-познавательный час «Сбор информации для моей темы».
Дискуссия на предмет выбора темы исследовательской работы.
Час взаимопомощи: «Помоги другу в планировании заданий».
Разработка целей, задач, методов исследования, гипотезы.
Индивидуальная работа над исследовательской работой. Работа над
практической частью.
Индивидуальная работа над исследовательской работой. Работа над
практической частью.

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
2829
30
31
3234

Индивидуальная работа над исследовательской работой. Работа над
практической частью.
Индивидуальная работа над исследовательской работой. Работа над
практической частью.
Индивидуальная работа над исследовательской работой. Работа над
практической частью.
Индивидуальная работа над исследовательской работой. Работа над
практической частью.
Индивидуальная работа над исследовательской работой. Работа над
практической частью.
Индивидуальная работа над исследовательской работой. Работа над
практической частью.
Индивидуальная работа над исследовательской работой. Работа над
практической частью.
Индивидуальная работа над исследовательской работой. Работа над
практической частью.
Структура содержания исследовательской работы (теоретическая
часть).
Структура содержания исследовательской работы (практическая часть).
Общие правила оформления текста научно-исследовательской
работы.
Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к
докладу.
Культура выступления и ведения дискуссии (круглый стол).
Репетиция защиты исследовательской работы (общественный смотр).
Репетиция защиты исследовательской работы (общественный смотр).
Репетиция защиты исследовательской работы (общественный смотр).
Защита исследовательской работы.
Итоги и анализ работы над исследовательской работой (дискуссия).
Итоги и анализ работы над исследовательской работой (дискуссия).
Резерв времени.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3

6

1.

2.

3.

4.

5.

Список литературы
Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебноисследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в
современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс.
Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Леонтович А.В. Каждый человек – исследователь//Алхимия проекта: Метод разработки
мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для
будущего»/Под ред. Ястребцевой ЕН. И Быховского Я.С. – 2-е изд., доп. – М., 2005
Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ
школьников: Сборник анкет с комментариями. М.: Журнал «Исследовательская работа
школьников», 2006.
Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь
творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в
современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс.
Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2016. С.184
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.,
2014.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».